Положение о проектно - исследовательской деятельности учащихся

АДМИНИСТРАЦИЯ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
(протокол от 28.08.2019 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Е.Б. Моисеева
от 29.08.2019 г. № 197/1-О
(ред. от 19.08.2020 г.)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Общие положения
1.1. Положение о проектно - исследовательской деятельности обучающихся МБОУ
«Школа № 24» (далее – Школа) разработано на основании Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации" № 273 – ФЗ, федерального государственного
стандарта начального общего образования, федерального государственного стандарта
основного общего образования, основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования Школы. Положение о проектно - исследовательской
деятельности обучающихся дополняют Положение о социальном проектировании МБОУ
«Школа № 24» и Положение о проектно–исследовательской деятельности обучающихся
SMART-классов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
1.2. Данное положение разъясняет использование технологии проектной и
исследовательской деятельности обучающихся в 1- 11 классах Школы.
1.2. Под проектно- исследовательской деятельностью подразумевается
целенаправленно организованная работа педагогов и самих обучающихся по разрешению
одной из актуальных проблем или ее аспектов (практических, социальных и пр.)
обучающихся, класса, школы, какой-либо социальной группы или общества в целом.
1.3. Проектно - исследовательская деятельность обучающихся является одним из
способов достижения всех групп образовательных результатов (личностных,
метапредметных и предметных) и одновременно - объектом оценки части метапредметных
результатов обучающихся.
1.4. Технология проектно – исследовательской деятельности обучающихся может
использоваться как на уроках / учебных занятиях, так и в рамках внеурочной деятельности.
1.5. Отдельным видом проектов являются долгосрочные проекты (индивидуальные
и групповые), работа над которыми ведётся в течение нескольких месяцев и заканчивается
публичной защитой результатов проектно – исследовательской деятельности.
Долгосрочные проекты являются обязательным видом самостоятельной деятельности
1

обучающихся в 1-8 (социальные проекты), 8 (индивидуальные проекты), 10 (групповые
проекты) и 11 (индивидуальные проекты) классах (табл. 1).
Табл. 1
Классы
Вид проекта
Сроки
1 – 8 классы
Социальные проекты
Конец третьего триместра
(работа шефов и
(апрель – начало мая)
подшефных)
8 классы
Индивидуальные проекты
Начало третьего триместра
(конец февраля – начало
марта)
10 классы
Групповые проекты
Конец третьего триместра
(май)
11 классы
Индивидуальные проекты
Конец второго триместра
(февраль):
1.6. Защита учебного проекта является обязательным элементом системы
внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся. Защита
проектов производится ежегодно. Точные даты проведения защит проектов ежегодно
указываются в паспорте проекта «Проектно – исследовательская деятельность учащихся»
в программе «Одарённые дети» и загружается в портфель проектов текущего года.
1.7. Отметка за выполнение и защиту индивидуального проекта в 10 и 11 классах
выставляется в графу «Проектная деятельность» в Дневнике.Ру и оценочных листах
установленной формы (Приложения № 5,6).
2. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности
2.1. К целям и задачам организации учебного проектирования и исследования на
уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования Школы
относятся:
- создание условий, обеспечивающих достижение планируемых личностных,
метапредметных и предметных результатов реализации основных образовательных
программ начального, основного и среднего общего образования в соответствии с
психолого – педагогическими особенностями соответствующего возраста (7-8, 9-10, 11 - 13,
14 - 15, 16 – 18 лет);
- увеличение многообразия организационно – учебных форм реализации
образовательных программ на уровне начального, основного и среднего общего
образования;
- постепенное расширение возможности обучающихся самостоятельно выбирать
уровень и характер самостоятельной работы;
- создание поля для реализации обучающимся потребности в самореализации,
самопрезентации, самовыражении;
- создание пространства для реализации творческих замыслов обучающихся
(художественных, технических, спортивных), проявления инициативы;
- формирование и дальнейшее развитие всех групп УУД, овладение которыми
планируется на всех уровнях школьного образования: познавательных (логических и
общеучебных), регулятивных, коммуникативных;
2

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся;
- расширение форм учебного сотрудничества, изменение роли школьного педагога;
- дальнейшее профессиональное развитие педагогического коллектива Школы.
2.2. Проектно – исследовательская деятельность обучающихся направлена на
формирование и развитие группы навыков, объединённых понятием «проектные навыки».
К ним относятся:
● Способность к самостоятельному приобретению знаний из разных источников
● Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач
● Умение сотрудничать, совместно с другими добиваться результата
● Исследовательские умения (выявлять и аргументировать проблему, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения и
проверки гипотез, обобщения, выбора необходимого инструментария,
осуществления поэтапного контроля и коррекции результатов работы).
● Навыки самопрезентации, умение представлять результаты исследования широкому
кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего
практического использования
● Умение оценивать достигнутые результаты, соотносить их с поставленными целями
и делать выводы, навыки саморегуляции
● Умение планировать собственную деятельность
3. Основные понятия проектной деятельности
3.1. Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально или
личностно значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная
или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и
научно-практическую или социальную значимость. Результат / продукт проекта известен
заранее. Проект включает в себя:
- замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода - теоретического и
практического продукта;
- программу и план действий, направленных на создание нового продукта;
- творческую деятельность по реализации замысла.
Учебное исследование - выполнение учебных исследовательских задач с заранее
неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении
окружающего мира, под руководством педагога.
3.2. Паспорт проекта (паспорт практико – ориентированного, творческого или
социального проекта) – текстовое описание будущего проекта. Паспорт проекта состоит из
следующих частей:
1) название работы;
2) руководитель проекта;
3) автор проекта;
4) учебные предметы, в рамках которых проводится работа;
5) тип проекта;
6) описание проблемы, решению которой посвящён проект (ключевого вопроса), её
актуальности;
7) описание различных способов решения проблемы, обоснование выбора своего способа;
3

8) цель и задачи работы;
9) описание конечного продукта / результата;
10) описание целевой аудитории проекта;
11) основные этапы работы с указанием примерных сроков (план действий).
(см. Приложения № 2,3).
3.3. Паспорт исследования (исследовательского проекта)- текстовое описание будущего
исследования. Паспорт проекта состоит из следующих частей:
1) название работы;
2) руководитель проекта;
3) автор проекта;
4) учебные предметы, в рамках которых проводится работа;
5) тип проекта;
6) описание проблемы (ключевого вопроса), решению которой посвящено исследование,
обоснование актуальности;
7) цель и задачи работы;
8) гипотеза (для естественно – научных, психолого – педагогических работ);
9) описание методов исследования;
10) основные этапы работы с указанием примерных сроков (план действий).
(см. Приложение №1).
3.4. Описание проекта – текстовый документ, содержащий описание проделанной работы
над проектом / исследованием и включающий теоретическую и практическую части.
Требования к содержанию и оформлению описания проекта представлены в п.7.
3.5. Предварительная защита проектов – презентация промежуточных результатов
деятельности обучающихся, предполагающая подготовку предварительного варианта
описания проекта (текста работы).
3.6. Защита проектов - публичная презентация результатов деятельности обучающихся,
включающая обоснование принятых решений и проект в целом.
3.7. Руководитель проекта (научный руководитель) - ответственное лицо, которое
обеспечивает реализацию проекта, оценивает вклад участников проекта и оформление
учебной документации в ходе и по итогам проекта.
3.8. В Школе могут быть реализованы следующие виды проектов:
1) по количеству участников:
●
индивидуальные;
●
групповые.
2) по длительности проектной деятельности:
●
краткосрочные (реализуемый в рамках одного или нескольких уроков,
учебного занятия или внеурочного занятия);
●
долгосрочные (до нескольких месяцев и/ или полугодия; к ним относятся
индивидуальные проекты в 8 и 11 классах, групповые проекты в 10 классе, социальные
проекты в 1-8 классах (совместная деятельность шефов и подшефных), а также
исследовательские работы, которые учащиеся 1-10 классов выполняют в рамках
деятельности научного общества учащихся «Эврика»).
4) по содержанию:
●
монопредметные;
●
межпредметные.
4

5) по объектам проектной деятельности:
●
практико-ориентированный;
●
социальный;
●
исследовательский;
●
творческий;
Особенности каждого вида проектов по объектам проектной деятельности
представлены в таблице № 2.
Табл. 2

Виды учебных проектов
№
Вид проекта
Особенности
1. Исследовательский Формулировка проблемы и проведение исследования для её
полного или частичного разрешения (в зависимости от учебного
предмета может включать в себя анализ источников и
литературы, выдвижение первоначальной гипотезы и её
проверку в ходе эксперимента, проведение опросов и др.). Цель
– формирование навыков учебного исследования. Результат
исследования не известен с самого начала; полученные
результаты анализируются и представляются в виде вывода.
- Решение конкретной практической задачи. В результате
2. Практико
ориентированный
проектной деятельности получается практический результат,
облегчающий / улучшающий деятельность (в классе / школе / в
быту и т.д.) обучающихся, учителей, администрации школы или
внешних заказчиков. Этот результат четко обозначен с самого
начала деятельности; известно, для кого он создаётся (кто
является целевой аудиторией проекта). Предполагается, что
созданный продукт будет внедрён / реализован на практике.
3. Социальный
Социально значимая деятельность, имеющая социальный
эффект; её результатом является создание реального (но не
обязательно вещественного) «продукта», имеющего для
подростка практическое значение и принципиально,
качественно нового в его личном опыте; задуманная,
продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой
подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром,
со взрослой культурой, с социумом; через которую
формируются социальные навыки подростка. Требования к
содержанию социальных проектов описаны в Положении о
социальном проектировании МБОУ «Школа № 24».
4. Творческий
Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры, она только намечается и далее развивается,
подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В
лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых
результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме,
спортивной игре, экспедиции, литературном вечере, спектакле,
экскурсии и пр.).

5

4. Содержание проектной деятельности
4.1. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и
обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также демонстрирует авторское
видение проблемы, ее оригинальное толкование и решение, четкую самостоятельную
авторскую позицию и выводы – результат поиска и обобщения.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы и
предоставлять возможность другим авторам продолжить изучение новых граней этой
проблемы.
4.3. Проект должен соответствовать возрастной группе автора (авторов).
4.4. Проект ограничен во времени и ориентирован на соответствие четким критериям
оценки.
4.5. Краткосрочные учебные проекты могут быть реализованы в рамках урока /
учебного занятия и внеурочного занятия как способ освоения предметного содержания и
формирования / развития планируемых метапредметных результатов.
4.6. Ученические проекты могут относится не только к одному учебному предмету
или одной предметной области, но представлять собой работу, посвящённую
интегрированной теме, связанной предметным содержанием с несколькими школьными
предметами и(или) курсами или не относящейся непосредственно к конкретным учебным
предметам или курсам внеурочной деятельности. Основным критериям выбора
направления работы является личный интерес обучающегося.
4.7. Основные этапы проектной/ исследовательской деятельности:
- формулировка проблемы, постановка цели, определение задач;
- сбор, обработка, систематизация и обобщение информации по выдвинутой проблеме;
- анализ ресурсов, выработка путей решения задач;
- составление плана работы.
- технологическое следование составленному плану работы;
- презентация полученного результата, рефлексия.
5. Организация проектной деятельности
5.1. Краткосрочные проекты, которые реализуются на уроках и занятиях внеурочной
деятельностью, организуются учителей – предметником / классным руководителем,
который самостоятельно определяет формы, этапы и сроки работы над проектом.
5.2. Реализация долгосрочных проектов предполагает следующие этапы работы:
1) предварительный выбор темы проекта обучающимися 7 и 10 классов (май);
2) окончательное определение проблемы и темы (ключевого вопроса) проекта,
выбор обучающимися руководителя проекта. Количество проектов, руководителем
которых является один учитель, ограничено. Максимальное количество работ определяется
ежегодно и фиксируется в паспорте проекта «Проектно – исследовательская деятельность
учащихся».
3) защита идеи проекта (тема, описание проблемы, решению которой посвящён
проект (ключевого вопроса), обоснование её актуальности, описание различных способов
решения проблемы, обоснование выбора своего способа);
4) подготовка паспорта проекта (в соответствии со структурой, описанной в п. 3, см.
Положение № 1,2,3);

6

5) предварительная защита (описание промежуточных результатов проекта в
соответствии с планом), по итогам которой принимается решение о допуске или недопуске
работы к защите. Результаты предзащиты заносятся в протокол вместе с рекомендациями
по улучшению/исправлению работы (Приложение № 4);
6) подготовка текста работы (описания проекта). Текст работы сдается экспертной
комиссии не менее чем за неделю до защиты проектов. В случае отсутствия работы проект
не допускается к защите;
7) публичная защита работы. В ходе защиты экспертная комиссия заполняет
оценочные листы установленной формы (Приложения № 5,6) на основании критериев
оценки проектов (Приложения № 9,10,11) и фиксирует результат в протоколе (Приложение
№ 16). В графе «Результат» протокола о защите выставляется отметка «Зачёт/Незачёт».
Работа не засчитывается, если учащийся набрал менее 50% от максимально возможного
количества баллов.
8) рефлексия обучающихся; организуется в день защиты проектов до оглашения
результатов экспертной комиссией в форме заполнения рефлексивных листов (Приложение
№ 8);
9) оценка работы и уровня сформированности метапредметных результатов
обучающихся руководителем проекта (Приложение № 15).
5.3. Сроки проведения каждого из этапов проектно- исследовательской деятельности
учащихся определяются ежегодно заместителем директора школы и фиксируются в
паспорте проекта «Проектно – исследовательская деятельность». Паспорт проекта
размещается в папке проекта в программе «Одарённые дети» проектного офиса школы на
текущий год.
6. Требования к ученическому проекту
6.1. В состав материалов, которые должны быть подготовлены к защите проекта,
включаются:
- для практико – ориентированных проектов:
1) продукт проектной деятельности или фото- / видеоотчёт о проведённом
мероприятии;
2) текст работы (описание проекта);
3) протокол оценки работы, частично, заполненный членами экспертной комиссии
(оценка содержания и оформления работы).
- для творческих проектов:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности или фото- / видеоотчёт о
проведённом мероприятии;
2) текст работы (описание проекта);
3) протокол оценки работы, частично заполненный членами экспертной комиссии
(оценка содержания и оформления работы).
- для социальных проектов:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности или фото- / видеоотчёт о
проведённом мероприятии;
2) текст работы (описание проекта);
3) материалы, подтверждающие наличие положительного социального эффекта от
реализации проекта;
4) протокол оценки работы, частично заполненный членами экспертной комиссии
(оценка содержания и оформления работы).
7

- для учебных исследований:
1) текст работы с описанием полученных результатов;
2) материалы, подтверждающие полученные результаты (например, для работ в
области социологии, психологии, педагогики – опросные листы, анкеты, записи интервью
и др.; для работ в естественно – научной области – протоколы экспериментов и наблюдений
и т.д.).
3) протокол оценки работы, частично заполненный членами экспертной комиссии
(оценка содержания и оформления работы).
6.2. Структура текста работы (описания проекта) должна включать в себя:
1) титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями;
2) оглавление с указанием страниц;
3) введение, содержание которого соответствует паспорту работы;
4) основную часть с теоретическим блоком, кратким описанием хода выполнения
проекта и полученных результатов;
5) заключение;
6) список используемых источников и литературы.
7) приложения (при необходимости).
6.3. Проектная/исследовательская работа не допускает какие-либо виды плагиата.
Использование любых информационных источников обязательно сопровождается ссылкой
на эти источники, в том числе Internet-ресурсы. В случае плагиата проект не допускается к
защите. Если плагиат выявлен в ходе защиты проекта, за выполнение всего проекта
ставится 0 баллов.
6.4. Тема работы должна быть сформулирована грамотно с литературной точки
зрения и отражать содержание проекта.
6.5. Проектные работы оформляются в соответствии со следующими
требованиями:
●
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman,
размером 14 кегль; интервал между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2
см., левое – 3см., правое – 1,5 см.
●
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
●
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
●
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы,
каждое приложение) начинаются с новых страниц.
●
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
6.6.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с
требованиями библиографического ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов,
наименование источника, наименование издательства, место и год издания.
7. Оценка проектной деятельности
7.1. Оценка проектной деятельности обучающихся состоит из трёх компонентов:
1) оценка руководителем в ходе наблюдения за проектной деятельностью;
2) оценка членами экспертной комиссии во время защиты проекта;
3) самооценка учащихся (заполнение рефлексивных листов).

8

7.2. Оценка в ходе в ходе наблюдения за проектной деятельностью производится
руководителем проекта на основе данных включённого наблюдения. Руководитель проекта
оценивает каждую работу, заполняя форму отчёта в Google – форме.
7.3. Для проведения защиты проектов приказом директора создаётся экспертная
комиссия, в состав которой могут входить педагоги, представители администрации Школы,
приглашенные специалисты и родители (законные представители) обучающихся.
7.4. Защиту проекта осуществляют авторы проекта. Время защиты составляет 5-7
минут. На защите присутствуют члены экспертной комиссии, руководители проектов,
родители (законные представители) обучающихся.
7.5. В ходе защиты авторы должны представить работу, указав цели и задачи работы
(«Что было необходимо сделать и почему?»), основные этапы работы и полученные
результаты («Что было сделано? Что получилось, а что нет?»), представить продукт (в
случае практико – ориентированных проектов) и описать его практическое применение.
7.6. При оценке долгосрочных проектов (индивидуальное проектирование в 8, 11
классах, а также деятельность учащихся в рамках деятельности научного общества
учащихся «Эврика») члены экспертной комиссии присуждают места (I,II,III места) и
рекомендуют работы для участия в конкурсах и конференциях различного масштаба.
Решение экспертной комиссии фиксируется в листах оценки (в них выставляются баллы по
каждому критерию) и протоколе защиты.
7.7. Критерии оценки практико – ориентированного проекта обучающихся 5 - 9
классов:
● Качество продукта и возможность его реализации на практике
● Анализ существующих решений
● Оригинальность решения
● Логичность и аргументированность выводов
● Свободное владение материалом (ответы на вопросы)
● Качество презентации
● Наличие и качество наглядного материала
● Структура работы
● Полнота и оформление списка литературы
● Цитирование
● Оформление (форматирование текста)
7.10. Критерии оценки учебного исследования в 5-8 классах:
● Исследовательский характер
● Соответствие содержания заявленной теме
● Логичность, последовательность изложения
● Аргументированность
● Свободное владение материалом (ответы на вопросы)
● Качество презентации
● Наличие и качество наглядного материала
● Структура работы
● Полнота и оформление списка литературы
● Цитирование
● Оформление (форматирование текста)
7.11. Критерии оценки учебного исследования в 1-4 классах:
9

●
●
●

●
●
●
●
●
●

Оценка работы
Качество изученного материала
Оригинальность и новизна материала (есть ли что-то нестандартное)
Выполнение требований к оформлению работы (титульный лист,
содержание, список литературы, приложение)
Оценка доклада
Логическая ясность изложения
Наличие наглядности (презентация, фото, схемы и т. п.)
Умение использовать наглядность
Свободное владение материалом, культура речи, умение отвечать на вопросы
Практическая часть работы
Умение изложить материал в определенное время (7-10 минут)

7.12. Критерии оценки работ в 10-11 классах представлены в Положение о проектно–
исследовательской деятельности обучающихся SMART-классов НИУ ВШЭ – Нижний
Новгород. Критерии оценки социальных проектов представлены в Положении о
социальном проектировании МБОУ «Школа № 24». Оценка учебных проектов
обучающихся начальной школы – в соответствии с критериями оценки работ районной
конференции НОУ «Эврика».
7.13. Оценка содержания и оформления проектов производится экспертной
комиссией до начала защиты, баллы выставляются в оценочные листы. Оценка презентации
производится во время защиты.
7.14. Самостоятельная оценка собственного проекта и проектов других авторов
(рефлексия) является обязательной. Учащиеся знакомятся с критериями оценки проектной
деятельности в начале работы над проектом и заполняют лист самооценки в день защиты.

10

Приложение 1
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
(естественные науки (биология, химия, физика, астрономия), психология,
педагогика)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Название проекта:
Автор проекта:
Руководитель проекта:
Работа по проекту проводится в рамках учебного предмета:
Тип проекта: исследовательский
Основной вопрос проекта (описание проблемы проекта):
Цель проекта:
Задачи:
Гипотеза:
Методы исследования (в том числе описание эксперимента):
Этапы работы над проектом:
Этапы

Содержание работы

Планируемый
результат

Сроки

11

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
(гуманитарные и социальные науки: история, филология, лингвистика, социология)

1. Название проекта:
2.
Автор проекта:
3.
Руководитель проекта:
4.
Работа по проекту проводится в рамках учебного предмета:
5.
Тип проекта: исследовательский
6.
Основной вопрос проекта (описание проблемы проекта):
7.
Цель проекта:
8.
Задачи:
9.
Методы исследования:
10. Источники исследования:
11. Этапы работы над проектом:
Этапы

Содержание работы

Планируемый
результат

Сроки

12

Приложение 2
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ПАСПОРТ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА

1.
Тема проекта:
2.
Автор проекта:
3.
Руководитель проекта:
4.
Работа по проекту проводится в рамках учебного предмета:
5.
Тип проекта: практико - ориентированный
6.
Описание проблемы, решению которой посвящён проект (ключевого
вопроса), её актуальности:
7.
Описание различных способов решения проблемы, обоснование выбора
своего способа:
8.
Цель и задачи работы:
9.
Описание конечного продукта / результата:
10. Описание целевой аудитории проекта:
11.
Этапы работы над проектом:
Этапы

Содержание работы

Планируемый
результат

Сроки

13

ПАСПОРТ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА
(информатика)

1. Название проекта:
2.
Автор проекта:
3.
Руководитель проекта:
4.
Работа по проекту проводится в рамках учебных предметов:
5.
Тип проекта: практико - ориентированный
6.
Описание проблемы, решению которой посвящён проект (ключевого
вопроса), её актуальности;
7.
Описание различных способов решения проблемы, обоснование выбора
своего способа:
8.
Цель и задачи работы:
9.
Описание конечного продукта / результата:
10. Техническое задание:
11. Описание целевой аудитории проекта:
12.
Этапы работы над проектом:
Этапы

Содержание работы

Планируемый
результат

Сроки

14

Приложение 3
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ПАСПОРТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1. Название проекта:
2.
Руководитель проекта:
3.
Автор проекта:
4.
Работа по проекту проводится в рамках учебных предметов:
5.
Тип проекта: практико - ориентированный
6.
Описание проблемы, решению которой посвящён проект (ключевого
вопроса), её актуальности;
7.
Описание различных способов решения проблемы, обоснование выбора
своего способа;
8.
Цель и задачи работы;
9.
Описание конечного продукта / результата;
10. Описание целевой аудитории проекта;
11.
Этапы работы над проектом.
Этапы

Содержание работы

Планируемый
результат

Сроки

15

Приложение № 4
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ПРОТОКОЛ
ПРЕДЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
____________ (класс)
____________ (дата)
№

Фамилия

Класс

и имя

Тип
работы

Тема

Рекомендации

Решение о допуске
к защите

1.

Допущен

2.

Не допущен

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Зам. директора _____________
Члены экспертной комиссии:
__________________________________
__________________________________
__________________________________

16

Приложение № 5
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Тип работ: исследования
Название секции:
Дата:
Экспертная

комиссия:

______________________________________________________________________________
Содержание работы

Выступление

Фамилия, имя учащегося

Подписи членов экспертной комиссии:
Приложение № 6
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Тип работ: практико – ориентированные проекты
Название секции:
Дата:
Экспертная
комиссия:______________________________________________________________________
_________
Содержание работы

Выступление

17

Фамилия, имя учащегося

Подписи членов экспертной комиссии:

18

Приложение № 7
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ПРОТОКОЛ
ЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
____________ (класс)
____________ (дата)
В графе «Результат» выставляется отметка «Зачёт/Незачёт». Работа не засчитывается,
если учащийся набрал менее 50% от максимально возможного количества баллов.
Максимальное количество баллов:
Исследования:
Практико – ориентированные проекты:
№

Фамилия и имя

Класс

Баллы

Результат

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Зам. директора _____________
Члены экспертной комиссии:
__________________________________
__________________________________
__________________________________

19

Приложение № 8
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ЧТО ЖЕ Я НАТВОРИЛ? (лист для самостоятельной оценки работы)
Класс_____

Фамилия и имя________________________________

1. Оцени, насколько хорошо ты справился (справилась) со следующими задачами
(поставь знак на шкале):
1.1.Выступление и защита проекта
Всё
получилось
хуже некуда

Всё получилось
отлично,
недостатков нет

1.2.Формулировка проблемы, постановка целей и задач
Не получилось,
было
непонятно, что
это и зачем

Получилось
сформулировать
самостоятельно, без
помощи

1.3.Изготовление продукта проекта / полученный результат
Не подучилось
сделать то, что
задумывал (-а)
2.

Получилось сделать
именно то, что
задумывал (-а)

Дополни высказывания:

1) во время работы над проектом я научился (научилась)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) во время работы над проектом мне было сложно
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Я потратил (-а) особенно много времени и сил на
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.
Что бы ты изменил (-а), если бы начал (-а) работать над проектом сейчас?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.
Чья работа в вашей секции была лучшей? Почему (не менее трёх критериев)?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
20

Приложение № 9
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Критерии оценки

Максимальный
балл

Оценка работы
Качество изученного материала

10

Оригинальность и новизна материала (есть ли что-то
нестандартное)
Выполнение требований к оформлению работы (титульный лист,
содержание, список литературы, приложение)
Оценка доклада

6

Логическая ясность изложения

5

Наличие наглядности (презентация, фото, схемы и т. п.)

2

Умение использовать наглядность

3

Свободное владение материалом, культура речи, умение отвечать
на вопросы
Практическая часть работы

5

Умение изложить материал в определенное время (7-10 минут)

2

ВСЕГО:

4

3

40

21

Приложение № 10
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Критерий

Оценка

1. Содержание работы
Описана проблема, на
решение которой направлен
проект, обоснована её
актуальность
Сформулированы цель /
ключевой вопрос и задачи
проекта

0 – проблема не сформулирована;
1 – проблема описана, но актуальность не доказана;
2 – сформулирована проблема и доказана её
актуальность.
0 – цель и задачи не сформулированы;
1 – цель и задачи сформулированы с логическими
ошибками;
2 – цель отделена от задач, они сформулированы
грамотно, без логических ошибок.
Описаны корректные
0 – инструменты (методы) не описаны;
инструменты достижения
1 – инструменты описаны, но эффективность их
цели и этапы работы
использования сомнительна:
2 – описаны эффективные и корректные методы.
Описан продукт проекта и
0 – автор не описал продукт проекта и результат,
планируемый результат
который он хочет получить в конце работы над
проектом;
1 – результат описан, но не связан с проблемой или
дальнейшей работой над проектом;
2 – результат описан полно и чётко, связан с темой и
проблемой проекта
Обоснованность и
0 – логика рассуждений отсутствует, отдельные части
последовательность
проекта не связаны друг с другом, выводы не сделаны
рассуждений и выводов
1 – выводы автора не опираются на предшествующую
аргументацию, допущены логические ошибки
2 – логические ошибки в рассуждениях отсутствуют,
выводы обоснованы и аргументированы.
2.
Полнота и глубина раскрытия темы
Выделены различные аспекты 0 – способы решения проблемы не проанализированы;
и уровни проблемы,
1 – выделяется только один, авторский подход, другие
представлены различные
подходы не представлены;
подходы к ее решению
2 – выделены несколько различных подходов к решению
проблемы; представлены различные аспекты проблемы.
Автор демонстрирует
0 – автор не знаком с результатами других исследований
знакомство с литературой и
и /или проектов, не привлекал литературу по теме;
результатами других
1 – автор знаком с литературой по теме и результатами
исследований (проектов) по
других исследований (проектов), но не использует эти
проблеме
данные в работе или знакомство - поверхностное;
2 - автор знаком с литературой и результатами других
исследований (проектов) и опирается на их данные при
работе над своим проектом.
3.
Качество продукта
22

Практическая значимость
полученного продукта,
возможность реализации
Соответствие конечного
продукта / результата общему
замыслу, целям проекта
Оригинальность
предложенного решения

0 – продукт не создан;
1 – продукт создан, но качество не позволяет
использовать его на практике;
2 – создан качественный продукт, который можно
использовать для решения проблемы проекта.
0 – продукт/результат не соответствует цели;
1 – продукт/результат соответствует цели.

0 – решение заимствовано автором;
1 – содержание является результатом творчества автора,
но не представляет собой интересного решения;
2 – автор предложил оригинальное яркое решение.
4.
Оформление работы
Структура работы
0 – отсутствует; основные части не выделены;
1 – выделены части работы, но не в соответствии с
требованиями, а в логике автора;
2 – структура работы полностью соответствует
требованиям.
Титульный лист
0 – не сделан
1 – сделан с ошибками
2- сделан в соответствии с требованиями
Список литературы
0 – отсутствует;
1– сделан, содержит менее 10 наименований;
2 – сделан объёмный список, который соответствует
всем требованиям и содержит более 10 наименований.
Цитирование
0 – ссылки отсутствуют; в случае плагиата проект не
допускается к защите; если плагиат обнаружен во время
защиты, по всем критериям выставляется 0 баллов;
1 – ссылки присутствуют, но оформлены с нарушением
правил;
2 – ссылки оформлены в полном соответствии с
требованиями.
Форматирование
0 – отсутствует;
1 – сделано, но не соответствует требованиям;
2 – сделано в соответствии с требованиями.
5.
Презентация проекта
Оформление компьютерной
0 – презентация не соответствует содержанию проекта;
презентации
1 - презентация соответствует содержанию, но
подготовлена с нарушением требований к визуальному
оформлению (нечитаемый шрифт, изобилие текста,
неприемлемое содержание и т.д.);
2 – презентация оформлена в соответствии с
требованиями и отражает содержание проекта.
Грамотность и логичность
0 – логика изложения отсутствует;
текста выступления
1 – присутствуют небольшие логические ошибки;
2 – выступление составлено грамотно.
Компетентность докладчика 0 – докладчик не владеет материалом по теме, не смог
(докладчиков), умение
ответить ни на один вопрос;
отстаивать точку зрения в
1 – докладчик плохо ориентируется в материале, но
дискуссии
отвечает на некоторые вопросы;
23

2 – докладчик уверенно владеет материалом, отвечает на
вопросы, доказывая свою точку зрения.

24

Приложение № 11
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Критерий

Оценка (баллы)
Содержание работы
0 – проблема не сформулирована;
1 – проблема описана, но актуальность не доказана;
2 – сформулирована проблема и доказана её актуальность.

1.

Описана проблема, на
решение которой
направлен проект,
обоснована её
актуальность
Исследовательский
характер (наличие
нового знания)

Глубина и логика
исследования

Обоснованность и
последовательность
рассуждений и
выводов

Структура работы

Титульный лист
Список литературы

0 – работа носит реферативный характер, присутствует лишь
информация из других источников, нет обобщений, нет
содержательных выводов;
1 - работа частично – поисковая: в работе есть проблемы, которые
имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а
касающиеся только каких-то её аспектов);
2 - работа исследовательская, полностью посвящена решению
одной научной проблемы, пусть не глобальной, но
сформулированной самостоятельно.
0 – работа поверхностна, иллюстративна, автор не знаком с
результатами других исследований, не привлекал литературу по
теме;
1 – работа строится на основе небольшого количества источников,
большинство из них – популярная литература;
2 – рассмотрение проблемы строится на глубоком содержательном
уровне: автор знаком с литературой и результатами других
исследований (проектов) и опирается на их данные при работе над
своим проектом
0 – логика рассуждений отсутствует, отдельные части проекта не
связаны друг с другом, выводы не сделаны
1 – выводы автора не опираются на предшествующую
аргументацию, допущены логические ошибки
2 – логические ошибки в рассуждениях отсутствуют, выводы
обоснованы и аргументированы.
2.
Оформление работы
0 – отсутствует; основные части не выделены;
1 – выделены части работы, но не в соответствии с требованиями, а
в логике автора;
2 – структура работы полностью соответствует требованиям.
0 – не сделан
1 – сделан с ошибками
2- сделан в соответствии с требованиями
0 – отсутствует;
1– сделан, содержит менее 10 наименований;
25

Цитирование

Форматирование

Оформление
компьютерной
презентации

Грамотность и
логичность текста
выступления
Компетентность
докладчика
(докладчиков),
умение отстаивать
точку зрения в
дискуссии

2 – сделан объёмный список, который соответствует всем
требованиям и содержит более 10 наименований.
0 – ссылки отсутствуют; в случае плагиата проект не допускается к
защите; если плагиат обнаружен во время защиты, по всем
критериям выставляется 0 баллов;
1 – ссылки присутствуют, но оформлены с нарушением правил;
2 – ссылки оформлены в полном соответствии с требованиями.
0 – отсутствует;
1 – сделано, но не соответствует требованиям;
2 – сделано в соответствии с требованиями.
3.
Презентация работы
0 – презентация не соответствует содержанию проекта;
1 - презентация соответствует содержанию, но подготовлена с
нарушением требований к визуальному оформлению (нечитаемый
шрифт, изобилие текста, неприемлемое содержание и т.д.);
2 – презентация оформлена в соответствии с требованиями и
отражает содержание проекта.
0 – логика изложения отсутствует;
1 – присутствуют небольшие логические ошибки;
2 – выступление составлено грамотно.
0 – докладчик не владеет материалом по теме, не смог ответить ни
на один вопрос;
1 – докладчик плохо ориентируется в материале, но отвечает на
некоторые вопросы;
2 – докладчик уверенно владеет материалом, отвечает на вопросы,
доказывая свою точку зрения.

26

Приложение № 12
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Критерий

Оценка (баллы)

1. Содержание работы
Описание проблемы, её
актуальности,
формулировка цели и
задач исследования

Техничность исполнения
(применение стандарта в
технике исполнения)
Креативность
Композиция
Обоснованность
выводов

Структура работы

Титульный лист
Список литературы

Цитирование

Форматирование

0 -1 – проблема, цель и задачи чётко не сформулированы или
сформулированы неверно (например, цели и задачи
перепутаны);
1 – 2 - проблема описана, но актуальность не доказана; цель и
задачи сформулированы с небольшими ошибками;
3 – 5 - сформулирована проблема и доказана её актуальность;
цель отделена от задач, они сформулированы грамотно, без
логических ошибок.
1-3

1-3
1-3
0 – выводы не сделаны;
2 – выводы сделаны, но не опираются на предшествующую
аргументацию;
4 – выводы обоснованы и аргументированы.
2.
Оформление работы
0 – отсутствует; основные части не выделены;
1 – выделены части работы, но не в соответствии с
требованиями, а в логике автора;
2 – структура работы полностью соответствует требованиям.
0 – не сделан
1 – сделан с ошибками
2- сделан в соответствии с требованиями
0 – отсутствует;
1-2 – сделан, но содержит только 2-3 наименования или
оформлен с нарушением требований;
3-5 – сделан, объёмный, соответствует всем требованиям.
0 – ссылки отсутствуют; в случае плагиата проект не
допускается к защите; если плагиат обнаружен во время защиты,
по всем критериям выставляется 0 баллов;
1 – ссылки присутствуют, но оформлены с нарушением правил;
5 – ссылки оформлены в полном соответствии с требованиями.
0 – отсутствует;
1 – сделано, но не соответствует требованиям;
4 – сделано в соответствии с требованиями.
3.
Презентация работы
27

Оформление
компьютерной
презентации

Грамотность и
логичность текста
выступления
Компетентность
докладчика

0 – презентация не соответствует содержанию работы;
1 – 2 - презентация соответствует содержанию, но подготовлена
с нарушением требований к визуальному оформлению
(нечитаемый шрифт, изобилие текста, неприемлемое
содержание и т.д.);
3 -5 – презентация оформлена в соответствии с требованиями и
отражает содержание проекта.
0 – логика изложения отсутствует;
1 – присутствуют небольшие логические ошибки;
2 – выступление составлено грамотно.
0 – докладчик не владеет материалом по теме, не смог ответить
ни на один вопрос;
1 – докладчик плохо ориентируется в материале, но отвечает на
некоторые вопросы;
2 -3 – докладчик уверенно владеет материалом, уверенно
отвечает на вопросы, доказывая свою точку зрения.

28

Приложение № 13
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №24»
Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
(ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ, 12 КЕГЛЬ; 1,5 ИНТЕРВАЛ; ШРИФТ TIMES NEW ROMAN, по центру)

Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта
на увеличение совокупности задач в процессе осуществления
трудовой деятельности
(С прописной буквы, 14 кегль, полужирный; 1,5 интервал, шрифт Times New Roman, выравнивание по
центру)

Исследование (ИЛИ: практико – ориентированный проект)
Индивидуальная работа по биологии (указывается предмет)
(С прописной буквы, 14 кегль; 1,5 интервал, шрифт Times New Roman, выравнивание по центру)

Автор работы: Иванова Ирина Ивановна,
ученица 8 «Б» класса
Руководитель работы:
Сидорова Инна Сидоровна,
учитель биологии
(С прописной буквы, 14 кегль;
1,15 интервал, шрифт Times New Roman, выравнивание по правому краю)

Нижний Новгород
20…
(12 КЕГЛЬ; ШРИФТ TIMES NEW ROMAN; по центру)
29

Приложение № 14
к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ
1. Книга одного или нескольких авторов:
● Диккенс Ч. Записки Пиквикского клуба. М.: Азбука – Классика, 2015.
● Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. Полный справочник. М.: Аст:
Астрель, 2016.
2. Журнальная или газетная статья:
● Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности //
Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292 – 307.
● Семененко И.С. Правовое государство и правовое сознание // Контуры
глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. Вып. 5. С. 116 –
117.
3. Ресурс в сети Интернет:
● Бабичева Е., Сотскова М. Открыть будущее. Важнейшие научные открытия
2017 года // Адрес доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3503614. Дата
обращения – 11 января 2018 г.

Приложение № 15
30

к Положению о проектно – исследовательской
деятельности МБОУ «Школа № 24»
ОТЧЁТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА
№
1.

1.
1.

1.

1.

1.

1.

1.
1.
1.

Показатели
деятельности
Целеполагание

Описание

Насколько активно ученик участвовал в постановке целей
и задач, формулировке проблемы и её актуальности?
Сделал это сам, с помощью руководителя, принял готовый
вариант?
Планирование
Сумел ли он самостоятельно спланировать работу над
проектом, выделить этапы и результаты на каждом этапе?
Соответствие
Ученик выполнил работу в соответствии с
выполнения
проекта самостоятельно разработанным планом, с планом,
плану
который ему кто-то предложил, отступал от выполнения
своей части работы в плане или вообще ему не
соответствовал
Уровень сложности
Соответствует ли уровень сложности выполненного
проекта возрасту, уровню развития ученика,
предъявляемым требованиям?
Активность
Проявлял интерес, предлагал собственные идеи, работал
без принуждения или его нужно было подгонять, толкать
и заставлять
Полнота проекта
Насколько проект, выполненный учеником, раскрывает
тему? Использовал ли он литературу по теме, результаты
чужих проектов и др.
Самостоятельность
Проект выполнен самостоятельно, с помощью
руководителя (насколько объёмна эта помощь?),
несамостоятельно
Самооценка
Адекватна или нет самооценка? Если частично, то по
каким позициям?
Оформление работы
Соответствует ли оформление работы требованиям?
Академическая
Соблюдаются ли требования к цитированию источников?
честность
Содержит ли работа ссылки?

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».