АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24» УТВЕРЖДЕНО Приказом Директора № 349-О от 31.08.2023г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ Владелец Сущевская Полина Юрьевна Директор МБОУ «Школа №24» Действителен до 24.08.2024 ПОЛОЖЕНИЕ О ресурсном классе в МБОУ «Школа №24» 1.1. Положение о Ресурсном классе Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 24» (далее – Положение) регламентирует работу Ресурсного класса, созданного для обучающихся с расстройством аутического спектра, для обучающихся с умственной отсталостью и другими нарушениями ментальной сферы, а также сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи. 1.2. Положение разработано в соответствии с: - нормативно-правовыми актами, локальными актами МБОУ «Школа № 24» (далее – Учреждение). - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающих с ограниченными возможностями здоровья». - Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающих с ограниченными возможностями здоровья» - Уставом Школы 1.3. Положение принимается на неопределенный срок и подлежит замене в случае изменения законодательства, иных существенных условий. 1.4.Положение согласовывается на педагогическом совете, утверждается Директором Школы. 1.5.Положение публикуется на официальном сайте Школы в течение 7 (семи) дней после утверждения и издания соответствующего распорядительного акта. I. Цель и задачи создания Ресурсного класса. 2.1. Цель создания Ресурсного класса – обеспечение инклюзивного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.2. Задачи: создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся на основе адаптированных основных образовательных программ (далее — АООП), индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), специальных индивидуальных программ развития (далее – СИПР). подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для перехода в общеобразовательные классы и обучению совместно с типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии, на основании рекомендации психолого-педагогического консилиума (ППК) и решения руководителя Школы. 3. Организация работы Ресурсного класса. 3.1. Комплектование Ресурсного класса происходит в соответствии с локальными нормативными актами Школы. При зачислении в Ресурсный класс помимо стандартных документов родителем (законным представителем) ребенка предоставляется заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), подтверждающее необходимость обеспечения ребенку особых образовательных условий. Окончательное решение о зачислении в Ресурсный класс принимает руководитель Учреждения на основании рекомендации ППК. Права и обязанности участников образовательных отношений закрепляются в договоре о взаимодействии. 3.2. Предельная наполняемость Ресурсного класса - 8человек, обучающихся как в постоянном режиме, так и в режиме поддержки. 3.3. Образовательный процесс, коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся Ресурсного класса организуется в соответствии с положениями адаптированных основных образовательных программ (далее АООП), индивидуальными образовательными маршрутами (далее – ИОМ), специальных индивидуальных программ развития (далее – СИПР) разработанными для каждого обучающегося педагогическими работниками Школы на основании заключения ПМПК и индивидуальной программы реабилитации и абилитации. 3.4. Образовательный процесс в Ресурсном классе осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно- ориентированное развитие ребенка. 3.5. За ресурсным классом закрепляется учитель. В соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА с обучающимися класса также могут работать: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель- логопед, тьютор, социальный педагог. Работа специалистов регламентируется должностными инструкциями. Специальные требования к педагогическим работникам, оказывающим образовательные услуги в Ресурсном классе приведены в Приложении 1. 3.6. Функционирование Ресурсного класса предусматривает: Организацию специального пространства для обучающихся. Организацию специального режима обучения (регулируемое в индивидуальном порядке время фронтальной и индивидуальной работы, чередование видов деятельности, возможно установление особого расписания звонков и перемен); Организацию специального рабочего места обучающихся (зона для фронтальной и индивидуальной работы). Организацию рабочего места учителя. Наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся. Наличие специальных дидактических материалов. Организацию зоны сенсорной разгрузки. 3.7. Функционирование Ресурсного класса осуществляется в двух режимах — постоянном режиме и режиме поддержки. 3.8.1. Постоянный режим обучения предусматривает: Освоение обучающимся АООП внутри пространства Ресурсного класса не менее 80% времени, индивидуальное или общее тьюторское сопровождение (в соответствии с заключением ПМПК) в течение учебного дня (занятия и короткие перерывы между ними), участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых специалистами социально - психолого-педагогической службы Школы (далее – Службы), гибкий режим обучения. Проведение специалистами Ресурсного класса консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся. Обучающиеся Ресурсного класса в постоянном режиме могут посещать уроки (занятия) в общеобразовательных классах, к которым они приписаны. Решение о сроках, частоте, продолжительности, периодичности посещений принимают специалисты психолого-педагогического консилиума Школы на основании следующих показателей: Отсутствие у обучающегося нежелательного поведения во время урока беспрерывно не менее, чем в течение 20 минут. Сформированность у обучающегося умения выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие. Сформированность у обучающегося умения ждать и следовать инструкции сопровождающего (учителя, педагога-психолога, тьютора) не менее, чем в 90% случаев. 3.8.2. Режим поддержки обучения предусматривает: Освоение обучающимся АООП в общеобразовательном классе не менее 90% времени. Консультирование учителей общеобразовательного класса специалистами Службы Школы, осуществляющими сопровождение обучающихся Ресурсного класса. Консультирование родителей (законных представителей) обучающихся специалистами Службы Школы. 3.8. Обучающиеся в Ресурсном классе в постоянном режиме, могут быть переведены в режим поддержки и обратно. Решение о переводе принимается руководителем Учреждения на основании рекомендации ППК по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся. 3.10 Для обеспечения всестороннего развития обучающихся Ресурсные классы разных параллелей могут быть объединены в метапредметный Ресурсный класс по изучаемым дисциплинам согласно утвержденному руководителем Учреждения учебным планам. 3.11. Обучающийся проходит обучение в Ресурсном классе в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА. 3.12. Срок обучения в Ресурсном классе регламентируется рекомендациями ПМПК, в случае получения обучающимся заключения ПМПК старого образца ППК Учреждения имеет право в исключительных случаях пролонгировать обучение в индивидуальном порядке с согласия родителей (законных представителей) согласно ФГОС НОО ОВЗ. Решение о переводе, исключении из Ресурсного класса принимает руководитель Учреждения на основании рекомендации ППК с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося. 4. Управление и методическое руководство работой Ресурсного класса. 4.1. Деятельность Ресурсного класса регламентируется локальными нормативными актами Школы. 4.2. Общее руководство Ресурсным классом в рамках коррекционной работы в Школе осуществляет Заместитель директора В его обязанности входят следующие функции: Организация профессионального взаимодействия всех специалистов Ресурсного класса. Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей обучающихся с особыми образовательными потребностями. Обеспечение взаимодействия специалистов Ресурсного класса с внешними экспертами и другими участниками образовательных отношений Школы. Подбор педагогических кадров для работы в Ресурсном классе. Осуществление административного контроля деятельности специалистов Ресурсного класса. Анализ работы Ресурсного класса, и организация подготовки отчетной документации по итогам работы. 4.3. Научно-методическое руководство работой Ресурсного класса осуществляет Заместитель директора. В его обязанности входят следующие функции: Ежедневный контроль работы педагогических работников Ресурсного Класса. Организация обучения педагогических работников, занятых в реализации АООП. Консультирование специалистов Ресурсного класса по вопросам организации образовательного процесса. Участие в разработке АООП, в работе по подготовке и корректировке учебных планов, расписании занятий Ресурсного класса. Проведение консультаций с родителями (законными представителями) обучающихся Ресурсного класса. 4.4. Текущую работу Ресурсного класса организует классный руководитель. В его обязанности входит: Организация учебного процесса в соответствии с утвержденной АООП, учебным планом и расписанием занятий. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся Ресурсного класса. Ведение Электронного журнала. Составление отчетности по деятельности Ресурсного класса. Внесение предложений по совершенствованию работы класса и коррекционной службы Школы в целом. Применение в работе современных педагогических технологий и рекомендаций Департамента образования, иных органов управления по организации работы в Ресурсном классе. Сбор, анализ информации по экспериментальной деятельности, оформление и транслирование результатов работы Ресурсного класса. Иные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией учителя, классного руководителя. Приложение 1 Специальные требования к педагогическим работникам Ресурсного класса. 1. Требования к квалификации педагогических работников Ресурсного класса. 1.1. Квалификация специалистов Ресурсного класса должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов и «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в отношении педагогических работников. Все педагогические работники, оказывающие образовательные услуги обучающимся Ресурсного класса, обязаны пройти повышение квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2. Требования к ведению документации педагогическими работниками Ресурсного класса. 2.1. В целях обеспечения эффективной работы Ресурсного класса специалисты разрабатывают и ведут соответствующую документацию. 2.1.1. Учитель Ресурсного класса: Годовой план работы, рабочие программы по предметам. Расписание групповых (индивидуальных) занятий и консультаций. Педагогические характеристики обучающихся на начало и конец учебного года. Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся. Мониторинг динамики образовательного процесса обучающихся, посещающих Ресурсный класс. График посещения обучающимися Ресурсного класса занятий в общеобразовательном классе, а также занятий дополнительного образования. Аналитический отчет за год. 2.1.2. Тьютор Ресурсного класса: Годовой план работы. Журнал сопровождения обучающихся класса. Мониторинг динамики образовательного процесса обучающихся, посещающих Ресурсный класс. Участие в создании и ведении индивидуального образовательного маршрута обучающихся в части касающейся тьюторского сопровождения обучающихся. Отчет за год. 2.2.2 Специалисты службы: Годовой план работы. Рабочие программы по коррекционно-развивающим курсам обучающихся Ресурсного класса. Психологическую характеристику (дефектологическое представление, логопедическую характеристику) обучающихся. Журнал учета и движения обучающихся коррекционных курсов в соответствии с рабочими программами согласно утвержденной Руководителем Школы индивидуальной циклограмме и графику работы установленного образца. Участие в создании и ведении индивидуального образовательного маршрута обучающихся в части коррекционно-развивающей работы специалистов. Мониторинг динамики коррекционно-развивающей работы, зафиксированный в утвержденной отчетной форме. Годовой отчет. 2.2. Требования к отчетной документации могут быть дополнены, уточнены в дополнительных положениях, распоряжениях, приказах или иных документах Школы.