Культура устной и письменной речи (2024-2026 уч.г.)

1

Приложение 3
к ООП СОО, утвержденной
приказом МБОУ «Школа № 24»
от 31.08.2023 № 347-О
(в редакции приказа от 30.08.2024
№ 302-О)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Культура устной и письменной речи»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО к результатам освоения ООП
СОО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, на
основе Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), а также
с соблюдением преемственности с программой по русскому языку основного общего
образования и с учётом программы курса «Русский язык» для 10-11 классов (базовый
уровень)
Цели изучения курса «Культура устной и письменной речи»:
качественное повышение уровня речевой культуры;
формирование коммуникативной компетенции, умения организовывать свою
речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;
формирование культуроведческой компетенции; повышение культурного
уровня, обогащение представлений о языке как носителе и источнике национальнокультурной информации;
формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.
Содержание программы направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней; ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, но не дублирует его и имеет преимущественно
практико-ориентированный характер.
В связи с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского
языка, обеспечит выявление общего и специфического в языках и культурах русского
и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни, повышение речевой культуры учащихся, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм
русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования
речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований
уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным
словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться ими.

3

В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков
использования языка в жизненно важных ситуациях общения: умений определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные
намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать,
анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
1.1. Личностные результаты
Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
уважение к своему народу, прошлому и настоящему многонационального
народа России; гордость за свой край, свою Родину;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

4

1.2. Метапредметные результаты
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

5

1.3. Предметные результаты
10 класс
Десятиклассник научится:
выявлять посредством анализа языковых единиц разных уровней национальнокультурную специфику русского языка;
использовать знания о базовых понятиях русистики, об уровнях и единицах
языка в их взаимосвязи;
выявлять основную и второстепенную информацию, данную в тексте,
определять его тему, основную мысль, проблематику;
соблюдать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические) и речевого этикета в речевой практике;
оценивать свою и чужую речь с позиции соответствия основным нормам
русского литературного языка и речевого этикета;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
выбирать тему, определять цель публичного выступления и подбирать
материал для него;
соблюдать культуру публичной речи; выстраивать композицию выступления,
подбирать языковые средства в соответствии с жанром, целью публичной речи и
речевой ситуацией.
Десятиклассник получит возможность научиться:
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
соблюдать правила этикетного речевого поведения в различных
коммуникативных ситуациях, в том числе в ситуациях интернет-общения и деловой
коммуникации;
соблюдать правила конструктивной критики;
создавать письменные тексты разных жанров, соблюдая нормы современного
русского литературного языка и речевого этикета, с учётом цели коммуникации.
обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объём
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
осуществлять
речевой
самоконтроль;
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию.

6

11 класс
Выпускник научится:
выявлять посредством анализа отечественных прецедентных текстов и
художественных произведений своеобразие национальной культуры и менталитета
русского народа;
оценивать коммуникативные качества собственной и чужой речи (уместность,
чистоту, точность, логичность, богатство, выразительность, правильность);
создавать и редактировать устные и письменные высказывания,
монологические и диалогические тексты разной стилевой принадлежности и разных
жанров, используя знания о нормах современного русского литературного языка и
речевого этикета, с учётом речевой ситуации.
сознательно использовать в речи коммуникативно-эстетические возможности и
изобразительно-выразительные средства родного языка (тропы, фигуры, приёмы);
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические нормы русского литературного языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и принципов толерантного общения;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
критически оценивать информацию, определять посредством анализа текста
замысел и коммуникативно-прагматические установки автора, выявлять речевую
манипуляцию;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
принципами толерантного общения;
использовать все виды речевой деятельности на родном языке (аудирование,
чтение, говорение и письмо), обеспечивающие эффективное взаимодействие с
окружающими в различных коммуникативных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
совершенствовать коммуникативные качества собственной речи (уместность,
чистоту, точность, логичность, богатство, выразительность, правильность);
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
придерживаться принципов толерантного общения, использовать в ситуациях
конфликта (или потенциального конфликта) речевые тактики‚ помогающие
противостоять речевой агрессии собеседника;

7

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при чтении и анализе
текстов (в том числе художественной литературы);
распознавать манипулятивный дискурс.
2. Содержание учебного предмета
Язык и культура.
Язык как культурный код нации. Язык как носитель и источник национальнокультурной информации.
Отражение национального менталитета в русском языке. Культурные концепты
как основные единицы менталитета. Понятие культурного концепта. Понятие
уникального культурного концепта (безэквивалентного, непереводимого на другие
языки). Основные русские культурные концепты (душа /дух, разум/ ум, истина
/правда, воля/ свобода, долг /вера; удаль, тоска, воля, простор и др. – по выбору
учителя). Основы концептуального анализа. Анализ основных русских культурных
концептов.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во
фразеологии особенностей русского менталитета, а также исторических событий,
обычаев, традиций, подробностей быта народа и др. Словообразование, морфология,
синтаксис как феномены национальной культуры. Национально-культурная
специфика грамматической и словообразовательной систем русского языка.
Основные положения теории языковой картины мира. Понятие языковой
картины мира. Выявление особенностей русской языковой картины мира на основе
сравнительного анализа лексических, фразеологических, грамматических,
словообразовательных единиц русского и английского языков (интегрированный
урок).
Текст как носитель и источник национально-культурной информации.
Национально-культурная специфика русских языковых афоризмов. Понятие
языкового афоризма. Отражение в афористике особенностей русского менталитета, а
также исторических событий, обычаев, традиций, подробностей быта народа и др.
Использование и модификации языковых афоризмов в речи.
Художественный текст как феномен национальной культуры. Отражение
национального менталитета в художественном тексте. Анализ художественных
текстов, наиболее ярко воплотивших своеобразие национальной культуры и
менталитета русского народа (произведения/фрагменты произведений А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А.
Бунина, А.А. Блока, В.М. Шукшина и мн. др. – по выбору учителя).

8

Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка;
благозвучие речи. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях современного русского
литературного языка. Особенности звучащей речи. Благозвучие. Нарушение
благозвучия речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка и
коммуникативные качества речи. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Типы речевых ошибок. Речевая избыточность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы. Коммуникативные качества речи:
уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность,
правильность. Типичные логические ошибки. Паралогические приёмы в
манипулятивном дискурсе. Русская фразеология. Употребление фразеологизмов.
Комплексный анализ текста. Редактирование текста.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Морфологические нормы. Типичные ошибки в образовании форм слов. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов. Построение сложных
предложений и предложений с однородными членами. Типичные ошибки в
построении сложных предложений и предложений с однородными членами.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Трудные случаи определения рода имени существительного (в том числе
аббревиатур,
сложносоставных
существительных).
Нормы
употребления
сложносоставных слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Построение предложений с согласованными и несогласованными приложениями.
Типичные ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Ошибки в построении предложений
с косвенной речью.
Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в интернет-пространстве.
Понятие нетикета. Правила эффективного интернет-общения. Этические нормы,
правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Культура делового
общения. Этапы делового общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения. Конструктивная критика. Правила конструктивной критики.
Деловая корреспонденция. Правила деловой переписки (языковой, этический и
коммуникативно-прагматический аспекты). Типичные ошибки в деловой переписке.

9

Речь. Речевая деятельность. Текст.
Риторика как наука и искусство. Жанры и функции публичной речи.
Основные требования к публичной речи. Подготовка публичной речи по
готовому тексту. Композиция публичной речи. Типы вступлений и заключений.
Композиция основной части выступления. Тезис и аргументация. Советы по
аргументации. Типы аргументов. Эффективная публичная речь: средства и способы
речевого воздействия на аудиторию (собственно языковые, логические,
коммуникативно-прагматические). Публичные выступления с убеждающей речью
(практикум).
Эффективное общение. Правила эффективного общения. Причины
коммуникативных неудач. Речевая агрессия в общении. Речевые стратегии и тактики
преодоления вербальной агрессии. Дискуссионная речь. Виды дискуссионной речи
(дискуссия, полемика, дебаты, диспут, спор). Правила для дискутантов. Дебаты
(практикум).
Функциональные стили литературного языка. Стилистический анализ и
редактирование текстов разных стилей. Публицистический стиль. Жанры
публицистики. Общие стилевые черты. Средства и способы речевого воздействия и
манипулирования в публицистических текстах. Написание публицистического текста
(практикум).
3. Тематическое планирование
10 класс
№

Разделы

1.
2.
3.
4.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА РЕЧИ
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Итого:

Количество
часов
8
12
11
3
34

11 класс (2024-2025 уч.г.)
№

Разделы

1.
2.
3.
4.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА РЕЧИ
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Итого:

Количество
часов
5
16
10
3
34

10

11 класс (2025-2026 уч.г.)
№

Разделы

1.
2.
3.
4.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА РЕЧИ
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Итого:

Количество
часов
5
16
10
3
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».