Положение о ПО и ТК ОВЗ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»
ул. Ген. Ивлиева, 32,корп. 4. г. Нижний Новгород, 603122
тел./факс (831) 468-07-12
e-mail: s24_nn@mail.52gov.ru

Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Школа №24»
От 28.08.2024 протокол № 2

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Школа № 24»
П.Ю. Сущевской
От 30.08.2024 г. № 301-О

Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1
Настоящее Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Положение) муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 24» (далее – образовательное
учреждение, ОУ) разработано в соответствии с нормативно–правовыми документами:
• Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации 273–ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом Минобрнауки России № 1598
от 19.12.2014 г.)
• Устав МБОУ «Школа № 24».
1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) и осуществлении
текущего контроля их успеваемости является локальным нормативным актом образовательного
учреждения, регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости, а также их
перевод в следующий класс по итогам учебного года.
1.3. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (далее – АООП НОО), адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования (далее – АООП ООО) в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
1.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных
достижений обучающихся с ОВЗ, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной

деятельности в соответствии с рабочей программой по предмету. Проведение текущего контроля
успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально
эффективным образом для достижения результатов освоения АООП НОО, АООП ООО,
предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой. Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.
1.6. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам,
модулям инвариантной (обязательной) части учебного плана по итогам учебного года.
Конкретные сроки проведения определяются на каждый учебный год.
1.7. Образовательные достижения обучающихся с ОВЗ подлежат текущему контролю
успеваемости по всем предметам, включенным в учебный план, по которому они обучаются.
1.8. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся с ОВЗ
осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и
локальными нормативными актами школы.
1.9. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации за отчетный период (учебный год, триместр) являются документальной основой для
составления отчета о самообследовании.
1.10. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля промежуточной
аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, родители (законные
представители), учредитель.
1.11. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
принимается педагогическим советом образовательного учреждения, имеющим право вносить в
него свои изменения и дополнения, утверждается директором школы.
2. Содержание, формы и порядок проведения текущего

контроля успеваемости обучающихся с ОВЗ

2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в
целях:
• контроля уровня достижения обучающимися с ОВЗ результатов, предусмотренных АООП
НОО, АООП ООО;
• оценки соответствия результатов освоения АООП НОО, АООП ООО требованиям
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ,
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
• проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с
целью возможного совершенствования образовательного процесса.
2.2. Текущему контролю успеваемости подлежат все обучающиеся 1–4 классов, осваивающие
АООП НОО, обучающиеся 5–9 классов, осваивающие АООП ООО.
2.3. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения,
обязательные формы и их количество) проводится:
• с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ОВЗ;
• рекомендаций ПМПК (ППк);
• здоровьесберегающих технологий.
2.4. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим
соответствующую часть образовательной программы.
2.5. Текущий контроль успеваемости проводится: поурочно, по темам, по учебным периодам,
в формах, заявленных в рабочих программах учебных предметов (курсов).
2.6. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости обучающихся с ОВЗ определяются педагогическим работником
с учетом рабочей программы по предмету.
2.7. В учреждении используются следующие формы текущего контроля успеваемости для

обучающихся с ОВЗ:
• диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая);
• устный опрос;
• проверка техники чтения;
• письменные домашние работы;
• контрольные работы;
• самостоятельные работы;
• тесты;
• проверочные работы;
• лабораторные работы;
• творческие работы (сочинение, проект и т.п.);
• изложение;
зачет.
Критерии оценивания по каждому предмету устанавливаются в приложении настоящего
Положения.
2.8. Во 2–х – 9–х классах фиксация результатов текущего контроля осуществляется по
пятибалльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), безотметочно по
метапредметным и личностным результатам, а также курсам коррекционного блока. Результаты
текущего контроля фиксируются в Электронном журнале в соответствии с «Инструкцией по
ведению Электронного журнала».
2.9. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадях
обучающихся. За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в
электронный журнал. За письменный ответ отметка выставляется учителем в электронный
журнал после осуществления проверки работы педагогом.
2.10. Проведение текущего контроля с выставлением неудовлетворительной отметки не
допускается сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине.
2.11. Текущий контроль успеваемости в 1 и 1 дополнительном классах осуществляется без
фиксации образовательных результатов в виде отметок по 5–балльной шкале. Оценивание
происходит путем качественного оценивания результатов, фиксируемых в Адаптированной
образовательной программе (АОП) обучающегося:
• I уровень – «недостаточный» – уровень предметных навыков не достигает
«необходимого» базового уровня, не сформированы даже репродуктивные знания.
Ученику необходима максимально развернутая помощь по типу совместных действий;
• II уровень – «допустимый» (базовый, репродуктивный) – это уровень так называемых
«знаний–копий», иначе уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне
проявляется в точном или близком воспроизведении материала. Репродуктивная
деятельность осуществляется путем прямого приложения ранее усвоенного способа
действия в аналогичной ситуации по образцу, по алгоритму, по правилу;
• III уровень – «оптимальный» (базовый или повышенный) или продуктивный (знания–
умения) – на данном уровне овладения материалом ученик способен применять
имеющиеся знания в сходных ситуациях. Работает в основном самостоятельно и
использует только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
В случае, если образовательные результаты не соответствуют I уровню, в АОП
проставляется 0 баллов, обучающийся направляется на психолого-педагогический консилиум
школы с целью определения причин неуспешности.
Формализованная отметка успеваемости по результатам освоения коррекционных курсов
не предусматривается. Допустимо использовать только положительную и не различаемую по
уровням фиксацию.
2.12. Обучающиеся с ОВЗ, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных
общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных
заведениях.
2.13. Текущий контроль обучающихся, отсутствующих более 50% учебного времени,
осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемого в триместре, по выбору
учителем любой из форм текущего контроля.
•

2.14. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной
программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся,
индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку
образовательной деятельности в отношении учащегося.
2.15. Отметка обучающегося за триместр выставляется на основе результатов текущего
контроля успеваемости с учетом результатов письменных работ.
2.16. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся, как посредством заполнения
предусмотренных документов, так и по заявлению родителей (законных представителей)
учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными
представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля
успеваемости учащихся в устной форме.
3. Содержание, формы и порядок проведения
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ
3.1.

Целью промежуточной аттестации является:
• объективное установление фактического уровня освоения АООП НОО, АООП ООО и
достижения результатов освоения АООП НОО, АООП ООО обучающимися с ОВЗ;
• соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ОВЗ;
• отметка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им АООП НОО или АООП ООО, а также позволяющая учитывать
индивидуальные потребности обучающегося с ОВЗ;
• отметка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения АООП НОО, АООП ООО;
• обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс;
• допуск обучающихся с ОВЗ к государственной итоговой аттестации.
3.2. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят обучающиеся с ОВЗ,
осваивающие АООП НОО, АООП ООО во всех формах обучения; а также обучающиеся,
осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным планам.
3.3.
Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), выносимых на
промежуточную аттестацию, и форма проведения определяется АООП НОО, АООП ООО для
обучающихся с ОВЗ.
3.4. Промежуточную аттестацию могут проходить по заявлению родителей (законных
представителей) обучающиеся с ОВЗ, осваивающие образовательные программы:
• в форме семейного образования (далее – экстерны) обучающиеся начального общего
образования, основного общего образования.
3.5. Промежуточная аттестация проводится с 1 класса.
3.6. Промежуточная (годовая) аттестация проводится путем выставления годовой отметки во
2–9 классах на основе (триместровых) отметок по всем предметам учебного плана.
3.7. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ может проводиться в форме:
• защита проектов (индивидуальных или групповых), рефератов,
творческих проектов;
• выполнение (изготовление) изделия с применением изученной
технологии;
• комплексные работы, письменные контрольные работы, проверочные
работы, тестирование, итоговое тестирование (ИТ), итоговые контрольные работы
(ИКР) (в том числе в форме ГИА), практические работы, рефераты;
• Всероссийская проверочная работа (далее – ВПР) с использованием
системы оценивания и критериев оценивания выполнения заданий ВПР;
• контрольное списывание;
• письменные и устные зачеты, экзамены, в том числе с использованием
ИКТ, устные индивидуальные опросы;
• проверка техники чтения, контрольное списывание, проверка навыков

работы с текстом; проверка навыка чтения (в том числе с использованием методики
вдумчивого чтения);
• сдача нормативов (основная группа здоровья);
• сочинения, изложения, эссе, диктанты (могут содержать творческие
задания, грамматические задания), диктант с грамматическим заданием;
• устные индивидуальные опросы, коллоквиумы, собеседование, устный
экзамен
3.8. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной
системе для всех учащихся 2–9 классов. Критерии оценивания по каждому предмету
разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются
Педагогическим советом.
3.9. При выставлении итоговой оценки обучающемуся с ОВЗ на уровне начального общего
образования, при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения
на следующем уровне образования учитываются личностные, предметные, метапредметные
результаты и результаты освоения программы коррекционной работы. Вывод об успешности
овладения содержанием АООП должен делаться на основании положительной индивидуальной
динамики.
3.10. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ:
• промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) АООП НОО, АООП ООО;
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с рабочей
программой по учебным предметам, по контрольно–измерительным материалам,
адаптированным (разработанным) учителем.
• Обучающиеся с ОВЗ, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут
быть переведены в следующий класс с последующей корректировкой адаптированной
образовательной программы.
3.11. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть
установлены образовательным учреждением для следующих категорий обучающихся по
заявлению обучающихся (их законных представителей):
• выезжающих на учебно–тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские
или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры и тренировочные сборы
и иные подобные мероприятия;
•

отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;

при пропуске по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на
изучение учебного предмета, курса, дисциплины,
• для иных учащихся по решению педагогического совета ОУ.
3.12. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и
их родителей (законных представителей) посредством размещения информации на официальном
сайте школы.
3.13. Промежуточная аттестация учащихся, завершающих освоение программы основного
общего образования (9–х классов), должна определить степень освоения программы
соответствующего уровня и возможность допуска учащихся до государственной итоговой
аттестации.
3.14. Итоги промежуточной аттестации являются предметом анализа и обсуждения на
заседаниях методических объединений, педагогическом совете.
•

4. Специальные условия проведения текущего контроля,
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ
4.1.
Оценивать достижения обучающимся с ОВЗ планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ОВЗ может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

4.2. Специальные условия проведения текущего контроля, промежуточной аттестации
обучающихся с ОВЗ включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с
ОВЗ;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
• упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
• упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
• в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкимисмысловыми
акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);

• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• при необходимости использование ассистивных средств и технологий;
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10–15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
• специальную психолого–педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия,
выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из
индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
5. Порядок перевода обучающихся с ОВЗ в следующий класс
5.1. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического
совета в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения.
5.2. Обучающиеся с ОВЗ, освоившие в полном объёме соответствующую часть АООП,
переводятся в следующий класс.
5.3. Особенности перевода обучающихся с ОВЗ в следующий класс:
• АООП НОО ЗПР 7.1: Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или
продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть
специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а
также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны
двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме.
• АООП НОО ЗПР 7.2: Неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2 АООП НОО
в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При
возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО он
может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его

особенностей и образовательных потребностей.
• АООП НОО РАС 8.2.: В случае если обучающийся не достигает минимального уровня
овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в
течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных
представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 8.3.
• АООП ООО ЗПР: Достижение базового уровня свидетельствует о способности
обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со
всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является
границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения
обучения и усвоения последующего учебного материала.
5.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин требуют корректировки
адаптированной образовательной программы обучающегося.
5.5. Обучающиеся с ОВЗ, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
5.6. Обучающиеся в учреждении по адаптированным основным общеобразовательным
программам начального общего образования, основной образовательной программе основного
общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность
с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):
• оставляются на повторное обучение;
• направляются на психолого–медико–педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения
образовательного маршрута, возможного изменения образовательной программы либо
перевода на обучение индивидуальному учебному плану.
5.7. Обучающиеся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам
начального общего, основного общего образования, не прошедшие промежуточную аттестацию,
продолжают получать образование в образовательном учреждении.
5.8. Начальное общее образование, основное общее образование являются обязательными
уровнями образования. Обучающиеся с ОВЗ, не освоившие адаптированной основной
образовательной программы начального общего и основной образовательной программы
основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях. Требование
обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся
сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование
не было получено обучающимся ранее.

Приложение 1
Критерии, правила и нормы оценочной деятельности обучающихся с ОВЗ
Общие правила оценивания обучающихся с ОВЗ для педагогов:
1.
Рекомендуется оценивать обучающихся в течение всего урока (Отметка сочетательная). Не
допускается поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а такжев
ходе освоения нового материала.
2.
Осуществление оценки достижений, обучающихся рекомендуется производить в
сопоставлении с их же предшествующими достижениями.
3.
Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
4.
Сочетать оценку учителя с самооценкой обучающегося своих достижений.
5.
При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов
обучающегося (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек
способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
6.
Не указывать при обсуждении причин неудач обучающегося на внутренние стабильные
факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние
изменчивые факторы (удача и везение).
7.
Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют
максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях, обучающихся (оценки за
выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
8.
Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды
оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка,
рейтинговая Отметка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения
вследствие этого их мотивированной функции.
9.
Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала
работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один
ученик проверяет обе работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».