АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»
Нижний Новгород г, Генерала Ивлиева ул., д.32, корп. 4, тел. (831) 468-35-07
Рассмотрено и принято
решением Педагогического совета.
От 28.08.2024 протокол № 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом
директора
МБОУ «Школа № »
От 30.08.2024 г. № 301-О
Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ
в МБОУ "Школа № 24"
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (OB3) в
МБОУ "Школа № 24"
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
- Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении
- федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении
- федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (в действующей редакции);
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
1
-
-
-
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (в
действующей редакции);
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (в
действующей редакции);
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от
07.10.2022 г.);
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в действующей редакции);
Приказом министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в действующей редакции);
Уставом МБОУ "Школа № 24"
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
(далее — Положение) определяет порядок организации обучения и воспитания в
совместной образовательной среде школы детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений.
2.
Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ организовано в форме совместного
обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс
инклюзивного образования), реализующем основные общие образовательные
программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми учащимися.
2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от степени
выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности
структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к
включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется психологомедико-педагогической комиссией (далее – ПМПК).
2.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе
определяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
учащегося.
При
выборе
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетнего учащегося формы получения общего
образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. С родителями ребёнка с
ОВЗ заключается договор об обучении. Совершеннолетний обучающийся сам
определяет форму получения общего образования.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого-педагогические ресурсы); повышение квалификации
педагогических работников; создание
психолого-медико-педагогическогоконсилиума
для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
2.5. Критерии организации инклюзивного образования:
• особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению
образования без создания специальных условий;
• готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
2
оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных
представителей) ребенка, педагогических работников, родителей (законных
представителей) и учащихся, не имеющих нарушений в развитии);
• соответствие образовательной среды школы потребностям ребенка: созданы
необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих
для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной
степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
2.6. В школе инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учётом уровня развития ребёнка
может быть организовано:
• по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
• адаптированным основным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
2.7. Содержание общего образования и условия организации обучения инвалидов
определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.8. Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ
определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК.
2.9. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
2.10. Образовательные программы реализуются школой как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм их реализации.
2.11. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам учитывает
программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования школы.
2.12. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание
помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
общего образования.
Программа коррекционной работы содержит:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в школе и освоение
ими основной образовательной программы общего образования с учётом
особенностей психофизического развития и возможностей;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;
• описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности;
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, педагогов сопровождения (педагога-психолога, учителялогопеда, учителя- дефектолога и др.);
• планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
2.13. С учетом психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения,
учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его
аттестации.
2.14. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости
сопровождается поддержкой тьютора.
2.15. В индивидуальный учебный план при необходимости включается
коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с
3
учётом первичного нарушения и особых образовательных потребностей.
2.16. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в
соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется школой.
2.17. Прохождение программного материала для детей с ОВЗ фиксируется в классном
журнале, если обучающийся обучается совместно с классом, либо в журнале
индивидуального обучения, если обучающийся обучается индивидуально.
3.
Организация аттестации учащихся с ОВЗ
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией
обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются школой
самостоятельно.
3.2. Промежуточная аттестация обучающихся организуется в соответствии с
локальными нормативными актами школы, относящимся к промежуточной аттестации
обучающихся.
3.3. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего
и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией,
которая является обязательной.
3.4. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке,
исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях,
3.5. отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников
в соответствии с федеральным законодательством.
4.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося
в форме инклюзивного образования
4.1. Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение
учащихся с ОВЗ в школе осуществляется психолого-педагогическим консилиумом
(далее – ППк).
4.2. Члены ППк школы:
• осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
• определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
• проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками школы, направленную на
подготовку к организации инклюзивного образования;
• разрабатывают совместно с учителями-предметниками адаптированные образовательные программы;
• отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
• организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
• осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса
инклюзии;
• согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях школы осуществляют
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель-предметник, тьютор.
4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте учащихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоения образовательных
программ фиксируются в документации ППк.
4.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в
штатное расписание школы ставок специалистов, квалифицированная психологопедагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с
4
Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение утверждается, в него вносятся изменения директором
школы.
5