Приложение 16
к ООП НОО, утверждено приказом
МБОУ «Школа № 24»
от 29.08.2024 № 295-О
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок обучения: 2 года
Составитель:
Спасибова Светлана Александровна,
председатель МО, учитель начальных классов
Нижний Новгород
2024 год
Программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
курса
внеурочной
деятельности
для
3
-
4
классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требования к основной образовательной программе начального
общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа
«Функциональная
грамотность»
учитывает
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
возрастные,
Актуальность программы
Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в
широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и
слушанию, работе с текстом.
Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР
в 4 классе):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому программа начинает формирование навыков функциональной
грамотности именно в начальных классах
Направленность программы: общеинтеллектуальное
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний
и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем
и
будущем
потребности,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
присущие
созидательному,
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности является обязательным для изучения и
преподаётся в начальной школе со 3 по 4 класс включительно, не менее 1
академического часа в неделю. Общее количество — не менее 68 часов (34 часа во
3 классе и 34 часа в 4 классе).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной
грамотности,
во
2
полугодии
-
по
формированию
математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения
учебного курса
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка
для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на
портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале
ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе
издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвеще- «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
5 ние», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям,
помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а
также их индивидуальную и групповую работу
1. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников/ М.В.
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 116 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажер для школьников/ М.В.
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 116 с. – (Учение с увлечением).
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
Основной
целью
программы
является
развитие
функциональной
грамотности учащихся 4 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
-
Программа нацелена на развитие:
способности
математику
в
человека
формулировать,
разнообразных
применять
контекстах.
Эта
и
интерпретировать
способность
включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные
суждения
и
принимать
решения,
которые
необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естествознанием (естественно-научная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Принципы построения и реализации программы
Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом,
рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс в
течение двух лет.
Интерактивность.
В
программе
используются
психолого-педагогические
технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.
Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и
навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач
ребёнка.
Индивидуальный
подход.
Педагог
может
адаптировать
программу
под
индивидуальные особенности ребёнка, создавать для него индивидуальную
траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными
составляющими эмоционального интеллекта.
Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В
программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные
задания, направленные на создание благоприятного климата в классе.
Межпредметные связи учебного курса
Окружающий мир - открытие для учащихся единство мира.
Литературное чтение - обсуждение текстов, их анализ и выявление смысловых
связей.
Математика - используются упражнения на анализ и интерпретацию графиков,
таблиц и диаграмм. а при изучении литературы можно
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Читательская грамотность (8 часов)
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Раздел включает занятия по темам: Про дождевого червя. Кальций. Сколько весит
облако? Хлеб всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит.
Раздел 2. Естественно-научная грамотность (9 часов)
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства
мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Раздел включает занятия по темам: Дождевые черви. Полезный кальций. Про
облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как
оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит
Раздел 3. Финансовая грамотность (8 часов)
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Раздел включает занятия по темам: Что такое «бюджет»? Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия
и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад
выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся
семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги?
Раздел 4. Математическая грамотность (9 часов)
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых
и круговых диаграмм, работа с графиками.
Раздел включает занятия по темам: Расходы и доходы бюджета. Планируем
семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Читательская грамотность (8 часов)
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Раздел включает занятия по темам: Старинная женская одежда. Старинные
женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище
крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской
избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.
Раздел 2. Естественно-научная грамотность (9 часов)
Естественно-научная
грамотность:
томат,
болгарский
перец,
картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение
плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Раздел включает занятия по темам: Томат. Болгарский перец. Картофель.
Баклажан. Семейство пасленовых. Лук. Капуста. Горох. Грибы.
Проектная работа.
Раздел 3. Финансовая грамотность (8 часов)
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование
и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Раздел включает занятия по темам: Потребительская корзина. Прожиточный
минимум.
Инфляция.
Распродажи,
скидки,
бонусы.
Составляем словарик по финансовой грамотности.
Благотворительность.
Раздел 4. Математическая грамотность (9 часов)
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки
на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
Раздел включает занятия по темам: В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт.
Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие.
Практическая работа.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа
курса
внеурочной
деятельности
разработана
с
учетом
рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе
воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности
Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья,
труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим
вклад
в
воспитание
гражданское,
патриотическое,
духовно-нравственное,
эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания,
формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность»
Личностные результаты
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
грамотность»:
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные
грамотность»:
результаты
изучения
блока «Математическая
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результатов
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной
и
групповой
работы,
проектную
и
исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими,
свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в
нравственное и социальное формирование личности
Оценка результатов освоения программы курса
Оценка результатов усвоения программы проводится в целях содействия
раскрытию потенциала каждого ребёнка. В ходе каждого занятия педагогу
необходимо использовать технологию наблюдения, быть внимательным к
прогрессу каждого ребёнка, его изменениям и достижениям.
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
Подведение
итогов
реализации
программы
проводится
по
результатам
промежуточной аттестации обучающихся на контрольном занятии в форме
тестирования.
№
3 класс (34 часа)
Тема
Тематическое планирование
Предмет
Формируемые умения
п/п
1
изучения
Про
дождевого
червяка
Блок «Читательская грамотность»
Тип текста.
Содержание
научнопознавательного
текста.
– Определять тип текста;
– дополнять предложение
словами из текста;
– определять периоды развития
дождевого червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые
черви – это настоящие
сокровища, живущие под землёй;
– определять на основе теста
способ питания дождевых червей;
– находить предложение,
соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
– составлять вопрос по
содержанию текста;
2
Кальций
Содержание
научнопознавательного
текста.
– называть дополнительные
вопросы, ответов на которые нет
в тексте.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение
словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы,
содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые
соответствуют прочитанному
тексту;
– составлять предложения по
рисунку;
– составлять вопрос по
содержанию текста и записывать
3
Сколько весит Тип текста.
облако?
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
ответ на составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в
заглавие – тема или главная
мысль;
– находить ответ на вопрос в
тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые
можно найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по
содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос;
4
Хлеб – всему
голова
Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
– определять название книг с
достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в
заглавие – тема или главная
мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение,
которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в
тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по
содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования
предложений;
– называть хлебобулочные
изделия.
5
Про мел
Главная мысль
текста.
Содержание
текста.
– Заполнять кластер о
происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому
ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– составлять план текста в виде
вопросов;
6
Про мыло
Содержание
научнопознавательного
текста.
– составлять вопрос по
содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение
по заданному условию;
– дополнять текст по заданному
условию;
– определять даты принятия
гербов.
7
История свечи Содержание
научнопознавательного
текста.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на
поставленный вопрос;
– определять слово по его
лексическому значению;
– называть вещества, которые
используют при изготовлении
свечей;
– выбрать вопросы, на которые
можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить
ответы в тексте;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам
на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности
при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
8
Магнит
Содержание
научнопознавательного
текста.
– отвечать на поставленный
вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный
вопрос;
– объяснять значение
словосочетания;
– с помощью текста находить
отличия между предметами;
– называть предметы, о которых
говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном
произведении.
1
Дождевые
черви
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого
червя;
– объяснять, какую роль играют
щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается
дождевой червь;
– объяснять, почему во время
дождя дождевые черви
выползают на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви
создают плодородную почву;
2
Полезный
кальций
Кальций
– заполнять таблицухарактеристику на дождевого
червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов,
что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них
удалить кальций;
– составлять суточное меню с
молочными продуктами;
3
Про облака
Облака
– дописывать вывод о
необходимости кальция для
организма.
– С помощью опыта показывать
образование облаков;
– объяснять, почему облака
увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
4
Про хлеб и
дрожжи
Дрожжи. Хлеб.
– Называть внешние признаки
сходства и различия ржи и
пшеницы;
– описывать внешний вид
ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову
«дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий
влияние температуры на процесс
брожения;
– проводить опыт, показывающий
влияние сахара на процесс
брожения;
– проводить опыт, доказывающий
образование углекислого газа при
брожении;
5
Интересное
вещество –
мел
Мел.
– проводить опыт,
доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от
выдержки теста.
– Определять внешние признаки
мела;
– доказывать, что мел не
растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит
карбонат кальция;
– определять состав мела;
6
Чем
интересно
мыло и как
оно
Мыло
– называть области применения
мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании
«работает»
мыла появляется пена;
– проводить опыт,
доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
– проводить опыт,
доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы
мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные
пузыри образуются из жидкого
мыла.
7
Про свечи
Свеча
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени
свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри
ёмкости поднимается вода;
8
Волшебный
магнит
Магнит
– объяснять, почему происходит
возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём,
какие предметы притягивает
магнит;
– доказывать с помощью опыта,
что магнитная сила действует
через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта,
что магнит может намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит
имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта,
как можно создать компас.
9
Проверочная работа
Проверь себя Материал,
– Ориентироваться в понятиях,
изученный в
изученных в первом полугодии;
первом полугодии.
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать
свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
1
Что такое
«бюджет»?
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный
бюджет, уровни
бюджета, дефицит,
профицит.
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней
состоит бюджетная система
России;
– объяснять, откуда берутся
деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
– выдвигать свои предположения
и уметь аргументировать свой
ответ;
2
Семейный
бюджет
Семейный
бюджет, доходы и
расходы.
– уметь слушать и слышать
собеседника.
– Объяснять значение понятия
«семейный бюджет»;
– понимать, как в семье
появляются доходы;
– делить расходы на
«обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
– заполнять кластер;
3
Откуда в
семье берутся
деньги?
Зарплата
Понятие
заработной платы,
виды зарплаты.
– формулировать высказывание в
устной и письменной речи на
заданную тему.
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата»,
«аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные,
представленные в виде графика;
– приводить примеры различных
профессий;
4
Откуда в
семье берутся
деньги?
Пенсия и
социальные
пособия
Пенсия, досрочная
пенсия, пособия
для разных
категорий
граждан.
– объяснять, отчего может
зависеть размер заработной
платы.
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для
третьеклассника уровне
определять основание для
назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые
получают граждане нашей
страны;
5
Откуда в
семье берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш
– определять, какие пособия
относятся к регулярным, а какие –
к эпизодическим.
Наследство, вклад, –– Понимать и правильно
выигрыш.
использовать финансовые
термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство»
и «движимое и недвижимое
имущество»;
– понимать, что выигрыш
облагается налогом;
– иметь представления о налогах,
которые человек должен
заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен
поступить человек, нашедший
клад;
6
На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов
Классификация
расходов по
различным
основаниям.
– называть предметы, которые
человек может получить в
наследство.
–– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «обязательные
расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы»,
«капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы»,
«ежегодные расходы», «сезонные
расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе
относятся те или иные расходы.
7
8
На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Как
сэкономить
семейные
Виды
обязательных
платежей.
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы»,
«налоги»;
– объяснять, почему обязательные
платежи нужно платить вовремя;
Экономия
семейного
бюджета.
– на примере различных ситуаций
определять вид обязательного
платежа.
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «экономия семейного
деньги?
бюджета», «продовольственные
товары», «непродовольственные
товары»;
– формулировать простые
правила экономии семейного
бюджета;
– на доступном для
третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо
экономить семейный бюджет.
1
Расходы и
доходы
бюджета
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение
доходов и
расходов.
Дефицит и
профицит.
– Определять дефицитный и
профицитный бюджет;
– анализировать данные,
представленные на инфографике,
и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по
таблице;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по
предложенному решению;
2
Планируем
семейный
бюджет
Доходы и расходы
в семейном
бюджете.
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные,
представленные в таблице, и по
этим данным выполнять
необходимые вычисления;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных чисел,
деление круглого числа на
однозначное;
– анализировать данные
столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение
двузначного числа на
однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
3
Подсчитывае
м семейный
доход
Семейный доход в
таблице, на
диаграмме.
– выполнять чертёж к задаче и
записывать её решение.
– Анализировать график и по
данным графика заполнять
таблицу;
– выполнять сложение круглых
многозначных чисел;
– находить с помощью
калькулятора среднее
арифметическое;
– сопоставлять таблицу и
круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы
и на основе этих данных
дополнять недостающие подписи
на круговой диаграмме;
4
Пенсии и
пособия
Прожиточный
минимум,
минимальная
пенсия, пособия.
– самостоятельно составлять
круговую диаграмму.
– Анализировать данные,
представленные в таблице;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные,
представленные в виде
гистограммы;
– вычислять, на сколько
увеличилась пенсия за
определённый период;
– заполнять таблицу на основе
текстового материала;
5
Подсчитывае
м случайные
(нерегулярны
Налог на
выигрыш, доход
от выигрыша в
– подсчитывать доход семьи от
детских пособий.
– Определять, с какой суммы и в
каком размере нужно платить
налог с выигрыша;
е) доходы
6
Подсчитывае
м расходы
лотерею.
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
– подсчитывать, чему равен
реальный доход от выигрыша в
лотерею;
– под руководством учителя с
помощью калькулятора находить
процент от числа.
– Анализировать данные
инфографики;
– находить в таблице
информацию, необходимую для
выполнения задания;
– подсчитывать расходы на
питание и определять, какую
часть от семейного дохода они
составляют;
– подсчитывать, какую часть
семья откладывает на
непредвиденные расходы.
7
Расходы на
обязательные
платежи
Обязательные
платежи
– Определять, какие налоги
должна платить семья;
– анализировать данные
диаграммы и на основе этих
данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные
обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения
или увеличения обязательных
платежей;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных чисел.
8
Подсчитывае Экономия
м
семейного
сэкономленны бюджета.
е деньги
– Под руководством учителя
решать составные задания на
нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в
25%»;
– определять, на сколько стал
дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
9
Проверочная работа
Проверь
Материал,
– Ориентироваться в понятиях,
изученный во
изученных во втором полугодии;
втором полугодии.
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
себя
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать
свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
№
п/
п
1
4 класс (34 часа)
Тема
Старинная
женская
одежда
Предмет
изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название
женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст
название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
2
Старинные
женские
головные
уборы
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– приводить примеры современной
женской одежды.
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из
текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия
головных уборов;
3
Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– приводить примеры современных
головных уборов.
– Определять лексическое значение слова
с помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
4
Жилище
крестьянско
й семьи на
Руси
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– определять с помощью описания
название предмета.
– Определять лексическое значение слова
с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о
различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
56
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова
с помощью словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
избы
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
7
История
посуды на
Руси
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение слова
с помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на
вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его
началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в
тексте;
8
Какие
деньги были
раньше в
России
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– дополнять текст по заданному условию.
– Определять лексическое значение слова
с помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью
которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их
возрастания;
– указывать названия современных денег.
1
Томат
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная
ягода»;
– определять горизонтальный и
вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора –
это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у
помидора;
2
Болгарский
перец
Болгарский
перец.
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
3
Картофель
Картофель.
– делать выводы на основе полученной
информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды
картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и
почему;
– объяснять, почему после нарезки
картофеля на разделочной доске остаются
белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные
сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в
пищу позеленевший картофель;
– называть способы размножения
4
Баклажан.
Семейство
Паслёновые
Баклажан.
картофеля.
– Называть представителей семейства
Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для
прорастания семян;
– определять условия, необходимые для
прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
ростом растений.
5
Лук
Лук.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука
зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
6
Капуста
Капуста.
– наблюдать за ростом лука и записывать
данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию
текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
7
Горох
Горох.
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает
взрывной силой;
– определять, что горох является
холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию
гороха, сравнивать результаты двух
8
Грибы
опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию
плесени;
– называть грибы-паразиты.
9
Проектная
работа.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
1 - Потребитель Состав
– Объяснять на доступном для
2 ская корзина потребительско четвероклассника уровне, что такое
«потребительская корзина»;
й корзины.
– понимать, почему подсчитывается
прожиточная корзина для трёх категорий
населения;
– объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в
разных регионах нашей страны;
3
Прожиточны Назначение
й
прожиточного
минимума.
минимум
– объяснять, что входит в состав
потребительской корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «минимальный размер оплаты
труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный
минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных
регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер
4
Инфляция
Инфляция.
прожиточного минимума для разных
категорий населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные
в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
5 - Распродажи,
6 скидки,
бонусы
Акции,
распродажа,
скидки,
бонусы,
кешбэк.
– понимать значение инфляции для
экономики.
– Понимать значение и правильно
использовать термины: «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа»,
«программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые
торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и
привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент
скидки, тем меньше мы платим за товар;
7
Благотворит
ельность
Благотворитель
ность.
– формировать навыки грамотного
покупателя.
– Понимать значение и правильно
использовать термины
«благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые
могут нуждаться в благотворительной
помощи;
8
Страхование Виды
страхования.
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней
нуждается.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
1
В бассейне
Блок «Математическая грамотность»
Расписание
занятий,
выгодная
покупка.
– Анализировать расписание занятий с
целью определения свой занятости;
– решать задачи на определение стоимости
покупки;
– определять, какая из двух покупок
является более выгодной;
– решать задачи на определение скорости
плавания;
23
4
Делаем
ремонт
Праздничны
й торт
Смета ремонта,
расчёт
стоимости
строительных
материалов.
Рецепт торта,
задачи на
тройку величин
«цена,
количество,
стоимость».
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества
необходимого материала для ремонта
кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта
кухни;
– читать простые чертежи и наносить на
них известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для
торта;
– определять, какие продукты выгоднее
купить для того, чтобы уменьшить
стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров,
выполняя необходимые преобразования;
5
Обустраивае Расходы на
м участок
обустройство
участка,
площадь и
периметр
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его
масштаб;
– находить площадь и периметр участка и
построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
67
8
Поход в
кино
Расходы на
поход в кино.
Отправляемс Расходы на
яв
путешествие.
путешествие
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
9
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности
.
Проверочная
работа.
3 класс
Творческая работа
Понятия по
финансовой
грамотности,
изученные в 1-4
классах.
– Понимать значение и правильно
использовать финансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
– составлять математические задачи с
изученными финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество
1
Читательская грамотность. Про дождевого червяка.
1
2
Естественно-научная грамотность. Дождевые черви.
часов
1
3
Читательская грамотность. Кальций.
1
5
Читательская грамотность. Сколько весит облако?
1
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Естественно-научная грамотность. Полезный кальций.
Естественно-научная грамотность. Про облака.
1
1
Читательская грамотность. Хлеб, всему голова.
Естественно-научная грамотность. Про хлеб и дрожжи.
Читательская грамотность. Про мел.
Естественно-научная грамотность. Интересное вещество мел.
Читательская грамотность Про мыло.
1
1
1
1
1
Естественно-научная грамотность. Чем интересно мыло и как 1
оно «работает»?
Читательская грамотность. История свечи.
1
Читательская грамотность. Магнит.
1
Естественно-научная грамотность. Про свечи.
1
Естественно-научная грамотность. Волшебный Магнит
Проверочная работа.
Финансовая грамотность. Что такое «бюджет»?
Математическая грамотность. Расходы и доходы бюджета
Финансовая грамотность. Семейный бюджет.
Математическая грамотность. Планируем семейный бюджет.
1
1
1
1
1
1
Финансовая грамотность. Откуда в семье берутся деньги? 1
Зарплата.
Математическая грамотность. Подсчитываем семейный доход. 1
Финансовая грамотность. Откуда в семье берутся деньги? 1
Пенсия и социальные пособия.
Математическая грамотность. Пенсии и пособия
1
Финансовая грамотность. Откуда в семье берутся деньги? 1
Наследство, вклад выигрыш.
Математическая
грамотность.
Подсчитываем
случайные 1
28
29
30
31
32
33
34
(нерегулярные) доходы.
Финансовая грамотность. На что тратятся семейные деньги? 1
Виды расходов.
Математическая грамотность. Подсчитываем расходы
1
Финансовая грамотность. На что тратятся семейные деньги? 1
Обязательные платежи.
Математическая грамотность. Расходы на обязательные 1
платежи
Финансовая грамотность. Как сэкономить семейные деньги?
1
Математическая грамотность. Подсчитываем сэкономленные 1
деньги.
Проверочная работа
Итого: 34 урока
4 класс
1
№
Тема
Количество
1
Читательская грамотность. Старинная женская одежда.
1
2
часов
Читательская грамотность. Старинные женские головные 1
уборы.
3
Читательская грамотность. Старинная мужская одежда и 1
4
Читательская грамотность. Жилище крестьянской семьи на 1
5
6
головные уборы.
Руси.
Читательская грамотность. Внутреннее убранство и предметы 1
обихода русской избы.
Читательская грамотность. Внутреннее убранство и предметы 1
обихода русской избы.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Читательская грамотность. История посуды на Руси.
1
Читательская грамотность. Какие деньги были раньше в 1
России.
Естественно-научная грамотность. Томат.
1
Естественно-научная грамотность. Картофель.
1
Естественно-научная грамотность. Болгарский перец.
Естественно-научная
Паслёновые.
грамотность.
Баклажан.
1
Семейство 1
Естественно-научная грамотность. Лук.
1
Естественно-научная грамотность. Горох.
1
Естественно-научная грамотность. Капуста.
Естественно-научная грамотность. Грибы. Проект.
Проверочная работа.
Финансовая грамотность. Потребительская корзина.
Финансовая грамотность. Потребительская корзина.
Финансовая грамотность. Прожиточный минимум.
Финансовая грамотность. Инфляция.
Финансовая грамотность. Распродажи, скидки, бонусы.
Финансовая грамотность. Распродажи, скидки, бонусы.
Финансовая грамотность. Благотворительность.
Финансовая грамотность. Страхование
Математическая грамотность. В бассейне.
Математическая грамотность. Делаем ремонт.
Математическая грамотность. Делаем ремонт.
Математическая грамотность. Праздничный торт.
Математическая грамотность. Обустраиваем участок.
Математическая грамотность. Поход в кино.
Математическая грамотность. Поход в кино.
Математическая грамотность. Отправляемся в путешествие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Проверочная работа. Составляем словарик по финансовой
грамотности.
Итого: 34 урока
1
Учебно-методическое обеспечение
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности
/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности
/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).
5. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников/ М.В.
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 116 с. – (Учение с увлечением).
6. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажер для школьников/ М.В.
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 116 с. – (Учение с увлечением).
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. — М. :
Просвещение, 2010.
Материально-техническое обеспечение
✔ Компьютер
✔ Проектор
✔ Принтер