ооразова>л h
С
ерждаю:
ола №”24”
ская П.Ю..
2025 г
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет) в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка,
Конституцией Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации от
24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями, вступившими в
силу с 05.12.2013) от 30.12.2012 N 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 11
Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", от 24.07.1998 г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», от 21.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Настоящее Положение является нормативно-правовой основой деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Школа №24»
1. Общие положения.
1.1. Совет создается в образовательных учреждениях для осуществления единого подхода к
решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав и законных интересов.
1.2. Совет действует на основе принципов гуманности, демократичности и
конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить
моральный, психологический или физический вред несовершеннолетнему. Совет
профилактики направляет свою деятельность на обеспечение системы мер социально
правовой, медико-психологической помощи учащимся и их семьям.
Определяющим элементом деятельности Совета профилактики является воспитательно
профилактическая работа с целью профилактики противоправного поведения подростков, а
также с целью формирования законопослушного поведения, преодоления воспитательного
разрыва семьи и общества, воспитание граждан правового государства.
Основными принципами деятельности Совета профилактики являются уважительное
отношение к личности учащихся, учет их возрастных особенностей, уважительное
отношение между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями, а также
принцип открытости в высказывании мнений.
2. Цель и задачи Совета.
2.1. Целью деятельности Совета является:
-создание условий для профилактики безнадзорности и девиантного поведения
обучающихся, социальная адаптация и реабилитация обучающихся группы «социального
риска»; профилактика правонарушений обучающихся в школе и формирования у них
законопослушного поведения, толерантного отношения и здорового образа жизни
2.2. Задачи:
- осуществление деятельности по исполнению требований Закона РФ от 24.06.1999 г. № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», и участие в разработке и выполнении мероприятий, направленных на
его выполнение;
- координация деятельности педагогического коллектива по работе с подростками из группы
риска, неблагополучными семьями, неуспевающими учащимися;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и
совершению антиобщественных действий несовершеннолетних;
- проведение профилактической работы с родителями, систематически не выполняющими
своих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних;
- обеспечение взаимодействия школы с субъектами профилактики и другими организациями
по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав и интересов
детей; оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения и
воспитания детей; разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике и
предупреждению правонарушений обучающихся школе;
организация работы с
несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и
социально опасном положении.
3. Направления деятельности Совета профилактики:
- организация работы по выполнению Федерального Закона «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и других
нормативных правовых актов в части предупреждения негативных проявлений в детской и
подростковой среде;
- содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;
- контроль за условиями воспитания и обучения несовершеннолетних; принятие мер к
обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического и иных форм
насилия, от всех форм дискриминации, а также от вовлечения в различные виды
антиобщественного поведения;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и
правонарушениям несовершеннолетних и определение мер по их устранению;
- участие в пределах своей компетенции в организации работы по выявлению и оказанию
социально-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально
опасном положении, трудной жизненной ситуации, родителям (законным представителям)
несовершеннолетних, не выполняющих своих обязанностей по содержанию, воспитанию и
образованию, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, отрицательно влияющих на
поведение или жестоко обращающихся с несовершеннолетними, ведение учета этих
категорий лиц;
взаимодействие с правоохранительными органами, комиссией по делам
несовершеннолетних и защиты их прав, органами и учреждениями здравоохранения,
социальной защиты населения, родительской и ученической общественностью, а также
другими общественными организациями и объединениями; планирование и организация
мероприятий направленных на предупреждение девиантного поведения обучающихся;
организация просветительской деятельности среди участников образовательного процесса.
4. Принципы деятельности Совета профилактики
Деятельность Совета профилактики основывается на принципах:
- законности;
- справедливости;
- системности;
- гуманного обращения с несовершеннолетними;
- уважительного отношения к участникам образовательного процесса;
- конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях (законных
представителях).
5. Основные функции Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Координация деятельности специалистов воспитательной службы школы, классных
руководителей, родителей обучающихся (их законных представителей), представителей
внешкольных организаций по направлениям профилактики безнадзорности и
правонарушений, вопросам охраны прав ребенка.
Рассмотрение заявлений (представлений) классных руководителей, социального педагога о
постановке учащихся на внутришкольный контроль и принятие решений по данному
вопросу.
Организация и оказание содействия в проведении работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений обучающихся в школе и защите их прав.
Анализ результатов деятельности классных руководителей и педагогов по профилактике
безнадзорности и правонарушений по работе с детьми «группы риска». Рассмотрение
конфликтных ситуаций, связанных с нарушением локальных актов и Устава школы, с
проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах
своей компетенции.
Привлечение специалистов - субъектов профилактики к совместному разрешению
вопросов, относящихся к компетенции профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Подготовка представлений в комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав о
решении вопроса, связанного с дальнейшим пребыванием учащихся-правонарушителей
школе в соответствии с действующим законодательством.
6.. Порядок формирования Совета.
Состав Совета формируется директором школы и утверждается приказом. Совет состоит-из
председателя (директор школы), секретаря (социальный педагог) и членов Совета. Членами
Совета являются представители администрации, педагогического коллектива, Совета
родителей, школьного молодежного объединения а также представители общественных
организаций, сотрудничающих со школой.
7. Категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуально
профилактическая
работа
Совета
профилактики
и
правонарушений
несовершеннолетних:
1) безнадзорных и беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних,
социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4 употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения
врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую
продукцию;
5 > совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной
ответственности;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
“ । освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с
изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление
несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в
связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или
вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых
избраны
меры
пресечения,
предусмотренные Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания
вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения
приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период
пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали
противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально
опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
131 осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и
освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного
воздействия;
’.4 осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам
или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
8. Права и обязанности Совета.
В пределах своей компетенции Совет имеет право:
- Запрашивать у классных руководителей сведения, необходимые для работы Совета, а также
приглашать их для получения сообщений и объяснений по вопросам, рассматриваемым
Советом.
- Проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в семьях.
- Осуществлять контроль воспитательной работы в классах.
Рассматривать информацию, докладные записки педагогов по вопросам поведения,
.спезаемости и посещаемости уроков учащимися, фактах жестокого обращения с детьми со
стороны взрослых.
Вносить предложения по вопросам улучшения воспитательной работы в
общеобразовательном учреждении.
- Ставить и снимать с внутришкольного учета «трудных» подростков и «неблагополучные»
семьи, ходатайствовать перед КДН и ЗП, ПДН о снятии с учета исправившихся учащихся и
обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой постановки на учет
учащихся. систематически нарушающих Устав школы либо совершивших правонарушение.
- Вносить предложения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по
возбуждению дел по лишению родительских прав родителей, не занимающихся воспитанием
своих детей и не обеспечивающих их должного содержания.
- Совет профилактики полномочен на своих заседаниях рассматривать следующие вопросы:
-злостное уклонение учащихся от учебы;
-неуспеваемость;
- нарушение социальных контактов учащихся в коллективе;
- грубое нарушение Устава школы;
- ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по
воспитанию, обучению и содержанию детей или уклонение их от такового;
- рассмотрение отчетов о деятельности педагогического коллектива, представителей органов
системы профилактики по реализации профилактической функции;
- осуществлять систематизацию профилактической работы педагогического коллектива
школы.
- Члены Совета имеют право: посещать учащихся по месту жительства, проводить беседы с
ними, их родителями, законными представителями; приглашать для участия в работе Совета
профилактики представителей органов местного самоуправления, служб системы
профилактики, организаций и других заинтересованных лиц; ставить перед компетентными
органами вопрос о привлечении к ответственности граждан в случае невыполнения ими
решений Совета профилактики; присутствовать на заседаниях районной комиссии по делам
несовершеннолетних, участвовать в судебных заседаниях по вопросам лишения
родительских прав и определения детей в государственные учреждения; составлять акты
обследования жилищных условий учащихся.
- Члены Совета обязаны: при принятии решений исходить в первую очередь из интересов
ребенка, руководствуясь содержание нормативных актов, указанных в п.1.2.; соблюдать
конфиденциальность полученной информации, если ознакомление с ней не является
необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;
постоянно повышать уровень своих правовых знаний.
9. Организация и порядок работы Совета.
9.1. Председатель и секретарь Совета организуют работу Совета, а именно:
- председатель Совета определяет повестку дня, место и время проведения заседания,
председательствует на заседаниях Совета, подписывает протоколы заседаний.
- секретарь Совета составляет план работы Совета, составляет проект повестки заседания
Совета, организует подготовку материалов к заседанию, оформляет протокол заседания
Совета, информирует Совет о ходе выполнения принимаемых решений.
9.2. Количество заседаний Совета профилактики определяется планом работы (не реже
одного заседания в триместр). Лица, обсуждаемые на заседании Совета ,предупреждаются
заблаговременно официальным письмом. Несовершеннолетние учащиеся присутствуют на
заседаниях вместе с родителями.
9.3. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствуют более половины его
членов. Отсутствующие члены Совета не вправе делегировать свои полномочия другим
лицам.
9.4. Решение Совета принимается простым большинством голосов. В случае равенства
голосов голос председателя Совета является решающим.
9.5. Совет вправе удалить несовершеннолетнего со своего заседания на время исследования
обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на подростка.
9.6. По итогам заседания готовится решение, в котором предусматривается ряд мер в
отношении несовершеннолетнего, его родителей, классного коллектива. Решения Совета
носят
рекомендательный
характер
в
отношении
дальнейшего
поведения
несовершеннолетнего или семьи группы социального риска.
9.7. По окончании Совета протокол Совета подписывается Председателем Совета,
секретарем Совета и хранится у секретаря Совета.
10. Меры воздействия Совета и порядок их применения.
10.1 . Совет рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения
несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), и после всестороннего
обсуждения обстоятельств дела принимает решение
- либо о мерах воздействия в отношении несовершеннолетнего, как-то: замечание,
предупреждение, выговор, строгий выговор, постановка на внутришкольный учет,
ходатайство о помещении в районный реабилитационный социальный центр,
психологический центр, о прикреплении к несовершеннолетнему наставников, направление
к психологу, врачам-специалистам, оказание материальной помощи, ходатайство о
постановке на учет в ОДН, направление представления в КДН, ходатайство перед ОДН, КДН
о досрочном снятии с учета и т.д.;
- либо о мерах воздействия в отношении родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего, семей из группы социального риска, как-то: усилить контроль в
отношении ребенка, предупреждение, общественное порицание, постановка семьи на
внутришкольный учет, ходатайство перед РУО и СПЗД об изъятии детей из семей,
осуществление сбора документов на лишение родительских прав, рекомендации по
обращению к врачам-специалистам, социально-психологическую службу школы, оказание
материальной помощи, ходатайство перед ОДН о постановке семьи на учет, направление
предоставления в КДН, ходатайство перед ОДН, КДН о снятии семьи с учета, т.д.
10.2 Решение Совета действует в течение одного года. На основании результатов
индивидуальной работы с несовершеннолетним социального педагога и психолога, на
основании ходатайств классных руководителей, родителей мера воздействия считается
снятой, если несовершеннолетний в течение этого срока не совершил нового
правонарушения.
11. Процедура утверждения и внесения изменений в данное Положение.
Предложения! по изменениям в данное Положение могут вноситься администрацией
шкоды, педагогическим советом, Советом родителей, школьным молодежным
объединением, и должны соответствовать нормативным документам и Уставу школы.
112 Разработка изменений и дополнений по настоящему Положению относится к
компетенции администрации школы и Совета школы. Все изменения утверждаются Советом
школы как высшим коллегиальным руководящим органом самоуправления.
Прошито, пронумеровано,