ООП НОО 2023

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 24»

ПРИНЯТА
решением Педагогического
совета МБОУ «Школа № 24»
Протокол от 31.08.2023 № 2

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «Школа № 24»
от 31.08.2023 № 347-О

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ
Владелец Сущевская Полина Юрьевна
Директор МБОУ «Школа №24»
Действителен до 24.08.2024

Основная образовательная программа
начального общего образования

Нижний Новгород
2023
1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Данный документ — Основная образовательная программа начального
общего образования (далее ООП НОО) предназначен для сопровождения
деятельности образовательной организации по созданию программы
начального общего образования и отражает вариант конкретизации
требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее ФГОС НОО), предъявляемых к
данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» ПООП включает набор учебнометодической документации, которая определяет наполняемость и
характеристику целевого, содержательного и организационного разделов
программы начального общего образования.
Любой образовательной организации целесообразно использовать ПООП
как документ, определяющий стратегию образовательной деятельности
конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления
программы начального общего образования не предполагает механического,
формального её копирования. Это связано с тем, что при создании своей
программы начального общего образования образовательная организация
должна учитывать следующие требования.
1. Программа строится с учётом особенностей социально-экономического
развития региона, специфики географического положения, природного
окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного
местоположения образовательной организации.
2. При подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его
типологические психологические особенности и возможности, что
гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной
деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого
ребёнка.
3. При необходимости программа начального общего образования
предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях
поддержки одарённых младших школьников (в том числе для ускоренного
обучения) или детей, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов;
дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением и др.).
4. Обязательным требованием является учёт запросов родителей (законных
представителей)
обучающегося:
организация
курсов
внеурочной
деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации и др.
5. Образовательная
организация
обязана
учитывать
санитарноэпидемиологические правила и гигиенические нормативы к организации
обучения. С учётом современной действительности в образовательной
программе должны быть прописаны требования к обучению в дистанционном
режиме.
2

Примерная основная образовательная программа построена в соответствии
с логикой представления образовательной организацией программы
начального общего образования и раскрывает возможный вариант наполнения
следующих разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ПООП отражает основные цели начального общего
образования, те психические и личностные новообразования, которые могут
быть сформированы у младшего школьника к концу его обучения на первом
школьном уровне. Раздел включает рекомендации по учёту специфики
региона, особенностей функционирования образовательной организации и
характеристику контингента обучающихся. Обязательной частью целевого
раздела является характеристика планируемых результатов обучения, которые
должны быть достигнуты обучающимся-выпускником начальной школы,
независимо от типа, специфики и других особенностей образовательной
организации. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО
включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего
школьника на конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты
отражают новообразования ребёнка, отражающие его социальный статус:
сформированность
гражданской
идентификации,
готовность
к
самообразованию, сформированность учебно-познавательной мотивации и др.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
становления
универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных,
регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться, общаться со
взрослыми и сверстниками, регулировать своё поведение и деятельность.
Предметные результаты отражают уровень и качество овладения содержанием
учебных предметов, которые изучаются в начальной школе.
Даются рекомендации к возможному расширению и уточнению
планируемых результатов с учётом особенностей функционирования
образовательной организации (наличие индивидуальных программ обучения,
модульный принцип обучения, кадровый состав преподавателей высокой
квалификации, родной язык обучения др.).
В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания
достижений планируемых результатов освоения программы начального
общего образования. Даются рекомендации по контролю метапредметных
результатов обучения и требования к его организации.
Содержательный раздел ПООП включает характеристику основных
направлений урочной деятельности образовательной организации (рабочие
программы учебных предметов, модульных курсов), обеспечивающих
достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных
результатов. Раскрываются подходы к созданию индивидуальных учебных
планов, соответствующих «образовательным потребностям и интересам
обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В раздел включены требования к
3

разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих
особые способности в освоении программы начального общего образования, а
также требования к разработке программ обучения для детей особых
социальных групп. Раскрываются общие подходы к созданию рабочих
программ по учебным предметам, даётся пример их конкретной разработки.
Рассматриваются подходы к созданию образовательной организацией
программы формирования универсальных учебных действий на основе
интеграции предметных и метапредметных результатов обучения.
Характеризуется вклад учебного предмета в становление и развитие УУД
младшего школьника.
В ПООП представлен возможный вариант рабочих программ по всем
учебным предметам начальной школы. Тематическое планирование выделено
в отдельный документ, который не входит в текст данного документа, но его
можно найти на сайте https://edsoo.ru.
Представлен вариант программы воспитания, который образовательная
организация может использовать как образец для создания своей программы с
возможной корректировкой в соответствии с условиями жизнедеятельности
образовательной организации, преемственности и перспективности
построения системы воспитательной работы с обучающимися.
Организационный раздел даёт характеристику условий организации
образовательной деятельности, раскрывает особенности построения учебного
плана и плана внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и
планов воспитательной работы. Предлагаются рекомендации по учёту
особенностей функционирования образовательной организации, режима её
работы и местных условий. Раскрываются возможности дистанционного
обучения и требования к его организации в начальной школе.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» начальное общее образование относится к основным
образовательным программам (наряду с образовательной программой
дошкольного образования и образовательной программой основного общего
образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного
обучения. Образовательная программа понимается в Законе «Об образовании
в Российской Федерации» как комплекс основных характеристик образования
(объём, содержание, планируемые результаты) и организационнопедагогических условий, реализация которых обеспечивает успешность
выполнения ФГОС каждого уровня образования.
Основная образовательная программа начального общего образования
(далее – ООП НОО) муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Школа № 24» (далее – Учреждение) Советского района г.
4

Нижнего Новгорода является основным документом, определяющим
содержание
общего
образования,
а
также
регламентирующим
образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной
деятельности при учете установленного ФГОС HOO соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
ООП НОО обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и
развитие в МБОУ «Школа № 24» в соответствии с основными принципами
государственной политики и правового регулирования отношений РФ в
области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании в
Российской Федерации», а именно:
●

признание приоритетности образования;

●
обеспечение права каждого человека
недопустимость дискриминации в сфере образования;

на

образование,

●
гуманистический характер образования, приоритет жизни и
здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
●
единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и
традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства;
●
создание благоприятных условий для интеграции системы
образования Российской Федерации с системами образования других
государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
●
светский
характер
муниципальных
организациях,
деятельность;

образования
в
осуществляющих

государственных,
образовательную

●
свобода выбора получения образования согласно склонностям и
потребностям человека, создание условий для самореализации каждого
человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление
права выбора форм получения образования, форм обучения, организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
направленности
образования в пределах, предоставленных системой образования, а также
предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм
обучения, методов обучения и воспитания;
●
обеспечение права на образование в течение всей жизни в
соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования
к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам
человека;
5

●
автономия образовательных организаций, академические права и
свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные
настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная
отчетность образовательных организаций;
●
демократический
характер
управления
образованием,
обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в
управлении образовательными организациями;
●
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в
сфере образования;
●
сочетание государственного и договорного регулирования
отношений в сфере образования.
1.2. Целями реализации ООП НОО являются:
1. Обеспечение реализации конституционного права каждого
гражданина Российской Федерации на получение качественного образования,
включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2. Развитие единого образовательного пространства Российской
Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения
и воспитания, организации образовательного процесса.
3. Организация образовательного процесса с учетом целей, содержания
и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в
ООП НОО.
4. Создание условий для свободного развития каждого обучающегося с
учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации.
5. Организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных
обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся с особом
внимании и поддержке.
1.3 Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:
●
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое,
духовно- нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
●
обеспечение
планируемых
результатов
по
освоению
обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
●
становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
6

●
обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
●
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ);
●
обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
●
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
●
организация интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического
творчества
и
проектно-исследовательской
деятельности;
●
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
1.4. ООП НОО МБОУ «Школа № 24» учитывает следующие принципы:
Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования
базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию,
планируемым результатам и условиям обучения на уровне начального общего
образования.
Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП НОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов РФ и отражает
механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах
внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа
обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции,
контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами. С учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа должна
обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального образования, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы
между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного
обучения.
7

Принцип
интеграции
обучения
и
воспитания:
программа
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку
разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств
и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного
отношения к действительности.
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности по программе начального общего образования не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому
здоровью
обучающихся,
приоритет
использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация всех учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и
нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января
2021 г., регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023г., регистрационный № 72558),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее — Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до
1 января 2027 г. (далее — Санитарно-эпидемиологические требования).
1.5. ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ООП HOO является
четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре
учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более
3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
1.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами образовательной организации. При формировании
индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения,
объем дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и
8

внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий
должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими
нормами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями
2. Планируемые результаты освоения ООП НОО.
2.1. Планируемые результаты освоения ООП HOO соответствуют
современным целям начального общего образования, представленных во
ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных
достижений обучающегося.
2.2. Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной
организации
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
2.3.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения
учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и
саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального
общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково- символическими средствами, которые
помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых,
нестандартных учебных ситуациях.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
НОО.
3.1. Основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся,
освоивших ООП HOO, является ФГОС HOO независимо от формы получения
начального общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС
HOO определяет основные требования к образовательным результатам
обучающихся и средствам оценки их достижения
3.2. Система оценки достижения планируемые результатов (далее система оценки) является частью системы оценки и управления качеством
образования в образовательной организации и служит основой при разработке
образовательной организацией соответствующего локального акта.
3.3. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства
всей системы образования, обеспечению преемственности в системе
непрерывного образования. Её основными функциями являются: ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения
ООП HOO и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом.
3.4. Основными
направлениями
и
целями
оценочной
деятельности в образовательной организации являются:
9

- оценка образовательных достижений обучающихся на различных
этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также
основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации,
мониторинговых исследований муниципального,
регионального
и
федерального уровней;
- оценка результатов деятельности педагогических работников как
основа аттестационных процедур;
- оценка результатов деятельности образовательной организации как
основа аккредитационных процедур.
3.5. Основным объектом системы оценки, её содержательной и
критериальной базой выступают требования ФГОС HOO, которые
конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП
HOO.
3.6. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
3.7. Внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
3.8. Внешняя оценка включает:
- независимую оценку качества подготовки обучающихся (в
соответствии со ст. 95 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в российской Федерации»);
- итоговую аттестацию (в соответствии со ст. 59 Федерального закона от
29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»).
3.9. В соответствии с ФГОС HOO система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений.
3.10. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных
достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в
оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он
обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной
форме.
3.11. Уровневый подход к оценке образовательных достижений
обучающихся служит основой для организации индивидуальной работы с
обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так
и к представлению и интерпретации результатов измерения.
3.12. Уровневый подход к оценке образовательных достижений
обучающихся реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня
10

свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные
задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе
учебного процесса, выступает достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего учебного материала.
3.13. Комплексный подход к оценке образовательных достижений
реализуется через:
- оценку предметных и метапредметных результатов;
- использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки
динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для
итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях
обучающихся, условиях и процессе обучения и другие) для интерпретации
полученных результатов в целях управления качеством образования;
- использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно
дополняющих друг друга, в том числе оценок творческих работ, наблюдения;
- использование форм работы, обеспечивающих возможность
включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность
(самоанализ, самооценка, взаимооценка);
- использование мониторинга динамических показателей освоения
умений и знаний, в том числе формируемых с использованием
информационно- коммуникационных (цифровых) технологий.
3.14. Целью оценки личностных достижений обучающихся является
получение общего представления о воспитательной деятельности
образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся.
3.15. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение
этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом его
индивидуально- психологических особенностей развития.
3.16. Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП HOO,
включают две группы результатов:
- основы российской гражданской идентичности, ценностные установки
и социально значимые качества личности;
- готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и
обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
3.17. Учитывая особенности групп личностных результатов,
педагогический работник может осуществлять только оценку следующих
качеств:
- наличие и характеристика мотива познания и учения;
- наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать
учебные действия;
- способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств,
целесообразно интегрировать с заданиями по оценке метапредметных
регулятивных универсальных учебных действий.
3.18. Оценка метапредметных результатов осуществляется через
оценку достижения планируемых результатов освоения ФОП HOO, которые
11

отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий.
3.19. Формирование метапредметных результатов обеспечивается
комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной
деятельности.
3.20. Оценка метапредметных результатов проводится с целью
определения сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий;
- коммуникативных универсальных учебных действий;
- регулятивных универсальных учебных действий.
3.21. Овладение познавательными универсальными учебными
действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых
логических действий, базовых исследовательских действии, умения работать
с информацией.
3.22. Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает
формирование у обучающихся следующих умений:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,
делать выводы
3.23.
Овладение
базовыми
исследовательскими
действиями
обеспечивает формирование у обучающихся следующих умений:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
12

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
3.24 Работа с информацией как одно из познавательных
универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у
обучающихся следующих умений:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
3.25. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп
умений, как общение и совместная деятельность.
3.26. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих
умений:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
3.27. Совместная деятельность как одно из коммуникативных
универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у
обучающихся следующих умений:
- формулировать
краткосрочные
и долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
13

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенных образцов.
3.28. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
согласно ФГОС HOO предполагает формирование и оценку у обучающихся
умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи
для получения результата, выстраивать последовательность выбранных
действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной
деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок).
3.29. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки
по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе
мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность
обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи,
требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
3.30 В ходе мониторинга проводится оценка сформированности
универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга
устанавливаются решением педагогического совета образовательной
организации. Инструментарий для оценка сформированности универсальных
учебных действий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы
по оценке функциональной грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий.
3.31. Предметные результаты освоения ООП HOO с учетом
специфики содержания предметных областей, включающих конкретные
учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также
на успешное обучение.
3.32. Оценка предметных результатов освоения ООП HOO
осуществляется через оценку достижения обучающимися планируемых
результатов по отдельным учебным предметам.
3.33. Основным предметом оценки результатов освоения ООП
HOO в соответствии с требованиями ФГОС HOO является способность к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных
на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
действий.
14

3.34. Для оценки предметных результатов освоения ООП HOO
осуществляется учителем в ходе процедур текущего, тематического,
промежуточного и итогового контроля.
3.35. Особенности оценки предметных результатов по отдельному
учебному предмету фиксируются в приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету должно включать:
- список итоговых планируемых результатов с указание этапов их
формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая); устно
(письменно), практика);
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию
(при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные
оценочные процедуры);
- график мероприятий.
3.36. Стартовая диагностика проводится администрацией МБОУ
«Школа № 24» с целью готовности к обучению на уровне начального общего
образования.
3.36.1. Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает
как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений
обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является
сформированности предпосылок учебной деятельности, готовность к
овладению чтением, грамотой и счетом.
3.36.2. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими
работниками с целью готовности к изучению отдельных учебных предметов
(разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
3.37. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
3.37.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей
и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную
деятельность)
и
диагностической,
способствующей
выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся
существующих проблем в обучении.
3.37.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании по учебному предмету.
3.37.3. В текущей оценке используются различные формы и методы
проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие
работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка,
рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного
предмета.
3.37.4. Результаты текущей оценки являются основой для
индивидуализации учебного процесса.
3.38. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения
15

обучающимися тематических планируемых результатов по учебному
предмету.
3.39. Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится,
начиная со второго класса, в конце каждого учебного периода по каждому
изучаемому учебному предмету.
3.40. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
3.41. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий, является
основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки
образовательной организации и складывается из результатов накопленной
оценки и итоговой работы по предмету. Предметом итоговой оценки является
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, построенные на основном содержании предмета с
учётом формируемых метапредметных действий.

16

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Рабочие программы отдельных учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных предметов, учебных модулей
разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования с учетом
программ, включенных в ее структуру, разработанных на основе Федеральных
рабочих программ учебных предметов.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей содержат:
1.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, курса, характеристику психологических предпосылок к
его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к
структуре тематического планирования.
2.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий - познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами учебных предметов, курсов с учётом возрастных особенностей
обучающихся на уровне начального общего образования
3.
Планируемые освоения учебного предмета, курса.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету,
курсу включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения
4.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы по учебным предметам, в том числе курсам
внеурочной деятельности на текущий учебный год, разработаны в
соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Школа № 24».
2.1.1. Рабочая программа по предмету «Русский язык». Приложение 1.
2.1.2. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение».
Приложение 2.
2.1.3. Рабочая программа по предмету «Иностранный язык
(Английский)». Приложение 3.
2.1.4. Рабочая программа по предмету «Математика». Приложение 4.
17

2.1.5. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир».
Приложение 5.
2.1.6. Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики». Приложение 6.
2.1.7. Рабочая программа по предмету «Музыка». Приложение 7.
2.1.8. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство».
Приложение 8.
2.1.9. Рабочая программа по предмету «Технология». Приложение 9.
2.1.10. Рабочая программа по предмету «Физическая культура».
Приложение 10.
2.1.11. Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык.
Приложение 11.
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий.
2.2.1. В соответствии с ФГОС HOO программа формирования
универсальных (обобщённых) учебных действий (далее — УУД) имеет
следующую структуру:
- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с
содержанием учебных предметов;
- характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий
2.2.2. Цель развития обучающихся на уровне начального общего
образования реализуется через установление связи и взаимодействия между
освоением предметного
содержания
обучения
и
достижениями
обучающегося в
области
метапредметных
результатов.
Это
взаимодействие проявляется в следующем:
предметные знания, умения и способы деятельности являются
содержательной основой становления УУД;
развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса
как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на
основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего
теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в
условиях дистанционного обучения (в
условиях
неконтактного
информационного
взаимодействия с субъектами образовательного
процесса);
под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной
деятельности: универсальность как качественная характеристика любого
учебного действия и составляющих. его операций, что позволяет
обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом
предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных
(виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что
положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования
УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего
риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует
18

способности к вариативному восприятию предметного содержания в
условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных)
моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
2.2.3. Познавательные УУД отражают совокупность операций,
участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся и
включают:
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на
экране) в виде виртуального отображения реальной действительности
(наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и другое);
базовые логические
и базовые
исследовательские операции
(сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация, выдвижение
предположений, проведение опыта, мини-исследования и другое);
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том
числе графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и
видеоформатах (возможно на экране).
2.2.4. Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования
способности обучающегося к самообразованию и саморазвитию.
2.2.5. Коммуникативные УУД являются основанием для формирования
готовности обучающегося к информационному взаимодействию с
окружающим миром: средой обитания, членами многонационального
поликультурного общества разного возраста, представителями разных
социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде
виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.
2.2.6. Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя
цифровую образовательную среду класса, образовательной организации.
2.2.7. Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами
учебных операций, обеспечивающих:
смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений;
аналитическую текстовую деятельность с ним;
успешное
участие
обучающегося
в
диалогическом
взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и
соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное
создание текстов разного типа — описания, рассуждения, повествования),
создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного,
художественного,
бытового
назначения
(самостоятельный
поиск,
реконструкция, динамическое представление);
результативное
взаимодействие
с
участниками
совместной
деятельности (высказывание собственного мнения, учёт суждений других
собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку
зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного
информационного взаимодействия.
19

2.2.8. Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций,
обеспечивающих становление рефлексивных качеств обучающегося (на
уровне начального общего образования их формирование осуществляется на
пропедевтическом уровне).
2.2.9. Выделяются шесть групп операций:
принимать и удерживать учебную задачу;
планировать её решение;
контролировать полученный результат деятельности;
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному
способу; предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении
данной учебной задачи;
корректировать при необходимости процесс деятельности.
2.2.10. Важной составляющей регулятивных УУД являются операции,
определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе
коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному самостоятельному
предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях
использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
2.2.11. В федеральных рабочих программах учебных предметов
требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в
специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что способность к
результативной совместной деятельности строится на двух феноменах,
участие которых обеспечивает её успешность:
знание и применение коммуникативных форм взаимодействия
(договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том
числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия;
волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно
оценивать вклад свой и других в результат общего труда и другие).
2.2.12. Механизмом конструирования образовательного процесса
являются следующие методические позиции.
2.2.12.1. Педагогический работник проводит анализ содержания
учебного предмета с точки зрения УУД и устанавливает те содержательные
линии, которые в особой мере способствуют формированию разных
метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету
предусматривается включение заданий, выполнение которых требует
применения определённого познавательного, коммуникативного или
регулятивного универсального действия. Соответствующий вклад в
формирование УУД можно выделить в содержании каждого учебного
предмета.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются
приоритеты учебных
предметов для формирования
качества
универсальности на данном предметном содержании.

20

На втором этапе подключаются другие учебные предметы,
педагогический работник предлагает задания, требующие применения
учебного действия или операций на разном предметном содержании.
Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть
использования его независимо от предметного содержания. У обучающегося
начинает формироваться обобщённое видение учебного действия, он может
охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например,
«наблюдать — значит...», «сравнение — это...», «контролировать — значит...»
и другое.
Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность
(независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия
сформировалась.
2.2.12.2. Педагогический работник использует виды деятельности,
которые в особой мере провоцируют применение универсальных действий:
поисковая, в том числе с использованием электронных образовательных и
информационных ресурсов Интернета, исследовательская, творческая
деятельность, в том числе с использованием экранных моделей изучаемых
объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного типа
организации обучения, при котором главным методом обучения является
образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде. В этом случае задача
обучающегося — запомнить образец и каждый раз вспоминать его при
решении учебной задачи. В таких условиях изучения учебных предметов
универсальные действия, требующие мыслительных операций, актуальных
коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не
являются востребованными, так как использование
готового
образца
опирается только на восприятие и память.
Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность
обучающегося к диалогу, обсуждению проблем, разрешению возникших
противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность
может осуществляться с использованием информационных банков,
содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или
игрового, бытового назначения), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Для формирования наблюдения как метода познания разных объектов
действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в
естественных природных условиях. Наблюдения можно организовать в
условиях экранного (виртуального) представления разных объектов, сюжетов,
процессов, отображающих реальную действительность, которую невозможно
предоставить ученику в условиях образовательной организации (объекты
природы, художественные визуализации, технологические процессы и
другие).
Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста,
на которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги,
в том числе с представленным на экране виртуальным собеседником, дают
21

возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать
доказательства, формулировать обобщения практически на любом
предметном содержании.
Если эта работа проводится учителем систематически и на уроках
по всем учебным предметам, то универсальность учебного действия
формируется успешно и быстро.
2.2.12.3. Педагогический работник применяет систему заданий,
формирующих операциональный состав учебного действия. Цель таких
заданий — создание алгоритма решения учебной задачи, выбор
соответствующего способа действия.
На первых этапах указанная работа организуется коллективно,
выстраиваются пошаговые операции, постепенно обучающиеся учатся
выполнять их самостоятельно. При этом очень важно соблюдать
последовательность
этапов
формирования
алгоритма:
построение
последовательности шагов на конкретном предметном содержании;
проговаривание их во внешней речи; постепенный переход на новый уровень
— построение способа действий на любом предметном содержании и с
подключением внутренней речи.
При этом изменяется и процесс контроля:
от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к
самостоятельным аналитическим оценкам;
выполняющий задание осваивает два вида контроля — результата и
процесса деятельности;
развивается способность корректировать процесс выполнения задания,
а также предвидеть возможные трудности и ошибки. При этом возможно
реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок обучающегося
и с соответствующей методической поддержкой исправления самим
обучающимся своих ошибок.
Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной
деятельности развивает способность обучающихся работать не только в
типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях.
2.2.13. Сравнение как УУД состоит из следующих операций:
нахождение различий сравниваемых предметов (объектов, явлений);
определение
их
сходства,
тождества,
похожести;
определение
индивидуальности, специфических черт объекта. Для повышения мотивации
обучения обучающемуся предлагается новый вид деятельности (возможный
только в условиях экранного представления объектов, явлений) — выбирать
(из информационного банка) экранные (виртуальные) модели
изучаемых
предметов (объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы
привести их к сходству или похожести с другими.
2.2.14. Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов,
которые подлежат классификации; сравнение выделенных свойств с
целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные
(существенные) свойства; выделение общих главных (существенных)
22

признаков всех имеющихся объектов; разбиение объектов на группы (типы)
по общему главному (существенному) признаку. Обучающемуся предлагается
(в условиях экранного представления моделей объектов) большее их
количество в отличие от реальных условий, для анализа свойств объектов,
которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных
свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их
дифференциации. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося
в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
2.2.15. Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение
предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков;
анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых
(инвариантных) существенных
признаков (свойств); игнорирование
индивидуальных и (или) особенных свойств каждого предмета; сокращённая
сжатая формулировка общего главного существенного признана всех
анализируемых предметов. Обучающемуся предлагается (в условиях
экранного представления моделей объектов) большее их количество в отличие
от реальных условий, для сравнения предметов (объектов, явлений) и
выделения их общих признаков. При этом возможна фиксация деятельности
обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов
работы.
2.2.16. Систематическая работа обучающегося с заданиями,
требующими применения одинаковых способов действий на различном
предметном содержании, формирует у обучающихся чёткое представление об
их универсальных свойствах, то есть возможность обобщённой
характеристики сущности универсального действия.
2.2.17. Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе
завершения ими освоения программы начального общего образования.
Полученные результаты не подлежат балльной оценке, так как в соответствии
с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой
(отметкой) оценивается
результат, а
не
процесс
деятельности. В
задачу педагогического работника входит проанализировать вместе
с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся трудности.
2.2.18. В федеральных рабочих программах учебных предметов
содержание метапредметных достижений обучения представлено в разделе
«Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом классе
каждого учебного предмета представлен возможный вариант содержания всех
групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего
образования. В 1 и 2 классах определён пропедевтический уровень овладения
УУД, и только к концу второго года обучения появляются признаки
универсальности.
2.2.19. В федеральных рабочих программах учебных предметов
содержание УУД представлено также в разделе «Планируемые результаты
обучения». Познавательные УУД включают перечень базовых логических
действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией.
23

Коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного
диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой
деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи
(описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают
перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Отдельный
раздел «Совместная деятельность» интегрирует коммуникативные и
регулятивные действия, необходимые для успешной совместной
деятельности.

24

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Учебный план начального общего образования.
3.1.1. Учебный план МБОУ «Школа № 24», фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
3.1.2. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений
при отборе учебного материала, формировании перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
3.1.3. Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
3.1.4. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность
обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и
родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам)
обучения.
3.1.5. Вариативность
содержания
образовательных
программ
начального общего образования реализуется через возможность
формирования программ начального общего образования различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
3.1.6. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования
составляет 80%, а объём части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, — 20%
от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациям, реализующих ООП HOO, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
3.1.7. Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и
недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы
трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка
распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём
максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам.
3.1.8. МБОУ «Школа № 24» самостоятельна в организации
образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов
деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и
25

лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим
перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
3.1.9. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов.
3.1.10.
Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих
этнокультурные интересы.
3.1.11.
Внеурочная деятельность направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности из
перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев,
проведение общественно-полезных практик и иные формы).
3.1.12.
Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в
образовательной организации. Образовательные организации предоставляют
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных
на развитие обучающихся.
3.1.13.
Формы организации образовательной деятельности,
чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП HOO
определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
3.1.14.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и
интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные
планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой
программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
3.1.15.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию ООП HOO.
3.1.16.
Учебный
план
начального
общего
образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24»
26

(далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную
образовательную
программу
начального
общего
образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью образовательной программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №
24», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с
учетом Федеральной образовательной программой начального общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 24» начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки
в течение дня составляет:
− для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
− для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.

27

Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока
(академический час) составляет 45 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
− учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только
в первую смену;
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь
- май - по 4 урока по 40 минут каждый.);
− в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ – 40 минут;
− продолжительность выполнения домашних заданий составляет во
2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и
каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся

28

В Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24» языком обучения является Русский язык.
По
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и
родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков
республик РФ.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
При изучении предметов Английский язык, информатика осуществляется
деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное
оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое
оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет»
по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №
24».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года.
29

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область

Учебный
предмет

Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке

Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык
и (или)
государствен
ный язык
республики
Российской
Федерации
Литературное
чтение на
родном языке
Иностранный
язык
Математика

Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознан
ие и
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого

Количество часов в неделю
1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в
Обязательная часть
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4

1а

4а

4б

4в

5
4

5
4

5
4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Окружающий
мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Основы
религиозных
культур и
светской
этики
Изобразитель
ное искусство
Музыка
Технология
Физическая
культура

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

23

23

23

0
0
23
34
78
2

0
0
23
34
78
2

0
0
23
34
78
2

20 20 20 22 22 22 22 22 22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Родной (русский) язык
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21 21 21 23 23 23 23 23 23
Количество учебных недель
33 33 33 34 34 34 34 34 34
Всего часов в год
69 69 69 78 78 78 78 78 78
3
3
3
2
2
2
2
2
2

3.1.17.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной
аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с
порядком, установленным МБОУ «Школа № 24».
3.2. Календарный учебный график МБОУ «Школа № 24» на 2023-2024
30

учебный год.
1. Начало учебного года: 01.09.2023
2. Окончание учебного года: 26.05.2024
3. Продолжительность учебного года
1 класс – 33 недели
2-4 классы – 34 недели

Продолжительность учебных занятий по триместрам в 1-х классах:

1 триместр
2 триместр
3 триместр

Начало
триместра
01.09.2023
27.11.2023

Дата
Окончание
триместра
17.11.2023
09.02.2024

26.02.2024

26.05.2024

Продолжительность
(количество учебных
недель)
11 недель
10 недель
12 недель

Продолжительность учебных занятий по триместрам во 2-4 х классах:
Дата
Начало
триместра
1 триместр
2 триместр
3 триместр

01.09.2023
27.11.2023
26.02.2024

Окончание
триместра*
17.11.2023
16.02.2024
26.05.2024

Продолжительность
(количество учебных
недель)
11 недель
10 недель
13 недель

Сроки и продолжительность каникул в течение учебного года:
Период
Дата начала
Дата окончания Продолжительность
каникул
каникул
в днях
1 триместр
07.10.2023
15.10.2023
7 дней
18.11.2023
26.11.2023
7 дней
2 триместр
30.12.2023
08.01.2024
7 дней
17.02.2024
25.02.2024
7 дней
3 триместр
06.04.2024
14.04.2024
7 дней
26.05.2024
31.08.2024
102 дня
В первых классах установлены дополнительные каникулы в конце II
триместра с 12.02 по 18.02 (7 дней).
3. Сроки проведения промежуточной аттестации в 1-4 классах

31

Учебные

Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный язык

Сроки аттестации

предметы
Классы

I

II

III

IV

Русский язык

22 – 26.04 22 – 26.04

22 – 26.04

18-22.04

Литературное
чтение

02 – 12.05

02 – 12.05

02 – 12.05

02 – 12.05

22 – 26.04

22 – 26.04

22 – 26.04

22 – 26.04

Иностранный
язык (английский)

-

10 – 17.05

10 – 17.05

10 – 17.05

Родной (русский)
язык

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание

Математика

15 – 20.04

15 – 20.04

15 – 20.04

15 – 20.04

Окружающий
мир

25 – 29.04

25 – 29.04

25 – 29.04

25 – 29.04

ОРКСЭ

ОРКСЭ

-

-

-

02 – 12.05

Музыка

10 – 17.05

10 – 17.05

10 – 17.05

10 – 17.05

Искусство

Изобразительное
искусство

22 – 26.04

22 – 26.04

22 – 26.04

22 – 26.04

Технология

Технология

22 – 26.04

22 – 26.04

22 – 26.04

22 – 26.04

Физическая
культура

Физическая
культура

02 – 12.05

02 – 12.05

02 – 12.05

02 – 12.05

Сроки проведения промежуточной аттестации по курсам внеурочной
деятельности
Направление внеурочной
деятельности

Курс внеурочной
деятельности

Сроки

Общеинтеллектуальное

Информатика

02 - 12.05

Духовно - нравственное

Диалоги с Маленьким
принцем

13-18.05

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».