АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
(протокол от 17.11.2025 г. № 6)
Утверждено
приказом директора Учреждения
от 24.11.2025 №604-О
Положение
об обучении по индивидуальному учебному плану
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение
об
индивидуальном
учебном
плане
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа № 24» (далее – Положение, МБОУ «Школа № 24») разработано в
соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
• Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
1
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
• Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»;
• Приказами Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023, № 1025, №
1026, утверждающими федеральные адаптированные основные
общеобразовательные программы;
• Письмом Минпросвещения России от 29.08.2025 № ОК-2425/07 «О
направлении разъяснений» с приложением «Разъяснения по вопросу
организации общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с инвалидностью по индивидуальному
учебному плану»;
• Уставом Школы и иными локальными нормативными актами.
1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание, требования и
порядок утверждения индивидуального учебного плана в МБОУ «Школа № 24».
1.3. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
настоящим Положением осуществляется, в том числе, при приеме детей в
МБОУ «Школа № 24». Настоящее Положение подлежит опубликованию на
официальном сайте МБОУ «Школа № 24» в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
2. Цели и задачи индивидуального учебного плана
2.1. С учетом психофизиологических возможностей, потребностей и интересов
обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться ими по
2
индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план (ИУП) –
учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на
основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося.
2.2. Основной целью реализации индивидуального учебного плана является
удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся,
поддержка молодых талантов, мотивированных обучающихся, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), с
инвалидностью и иных обучающихся, в том числе в целях ускоренного
обучения, посредством выбора оптимального набора учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм
обучения в пределах осваиваемой программы общего образования, в том числе
адаптированной образовательной программы.
2.3. Основными задачами индивидуального учебного плана являются:
- поддержка обучающихся в удовлетворении их образовательных потребностей
и интересов;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным
образованием;
- обеспечение доступа к образованию детей с дезадаптацией в рамках большого
коллектива, детей, имеющих ограничения по здоровью;
- реализация предпрофильной подготовки обучающихся;
- эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего
образования;
- поддержка обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- поддержка обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организация профильного обучения на уровне среднего общего образования.
2.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены
обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки задолженности с
момента ее образования.
2.5. Основными принципами индивидуального учебного плана в МБОУ «Школа
№ 24» являются:
- дифференциация;
- индивидуализация.
3. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
3.1. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану
определяется МБОУ «Школа № 24» самостоятельно, реализация
3
индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой
образовательной программы.
3.2. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных
предметов, обязательных для изучения.
3.3. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана МБОУ
«Школа № 24» с учетом санитарно-эпидемиологических требований и
гигиенических нормативов.
3.4. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
входящих в учебный план МБОУ «Школа № 24».
3.5. Индивидуальный учебный план составляется на один учебный год, либо на
иной срок, указанный в заявлении родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся или в заявлении совершеннолетнего
обучающегося о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану.
3.6. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если
индивидуальный учебный план рассчитан на срок более одного года) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
3.7. При реализации образовательных программ в соответствии с
индивидуальным учебным планом могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии.
3.8. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии,
применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать
возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
3.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. Заявления
о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года до 15
мая. Иные сроки могут быть установлены по решению педагогического совета
4
Учреждения в исключительных случаях (например, заболевание, изменение
семейных обстоятельств).
3.10. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся,
не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) обучающегося.
3.11. В заявлении указывается срок освоения образовательной программы в
рамках индивидуального учебного плана, а также могут содержаться пожелания
обучающегося или его родителей (законных представителей) по
индивидуализации содержания образовательной программы (включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных
дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ
и др.).
3.12. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом директора МБОУ «Школа № 24».
3.13. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило,
с начала учебного года.
3.14. Разработка индивидуального учебного плана осуществляется МБОУ
«Школа № 24» в течение двух недель с момента поступления заявления
совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося. Если обоснованием для индивидуального
учебного плана является состояние здоровья обучающегося, подтвержденное
заключением медицинской организации с рекомендациями об организации
обучения на дому, срок составляет не более 5 рабочих дней и ИУП реализуется
на дому.
В случае если родители (законные представители) не согласны с разработанным
индивидуальным учебным планом, они имеют право предложить внести в него
изменения.
3.15. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического
совета МБОУ «Школа № 24» и согласовывается с родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. Индивидуальное
расписание занятий, перечень программ обучения по учебным предметам,
количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, список
педагогов, осуществляющих обучение, оформляются приказом директора
МБОУ «Школа № 24».
5
3.16. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
осуществляется МБОУ «Школа № 24», в которой обучается данный
обучающийся.
3.17. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану вправе получать
необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного фонда, пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в порядке,
определенном МБОУ «Школа № 24».
3.18. МБОУ «Школа № 24» определяет индивидуальное расписание занятий,
перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки
текущего и итогового контроля; педагоги, ведущие обучение, оформляются
приказом директора МБОУ «Школа № 24».
3.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные
занятия. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть
предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение
отдельных учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах,
предусмотренных действующим федеральным законодательством.
3.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод
обучающегося осуществляются в соответствии с законодательством в сфере
образования.
3.21. Перевод обучающегося на индивидуальный учебный план не влечет
потерю права на предоставление мер социальной поддержки для обучающегося,
в том числе в случаях, когда организация предоставления мер социальной
поддержки предусматривает посещение МБОУ «Школа № 24». МБОУ «Школа
№ 24» предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер
обучающимся по индивидуальному учебному плану.
4. Особенности индивидуального учебного плана для обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью
4.1. ИУП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью разрабатывается на основе:
• федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования для
обучающихся с ОВЗ;
6
• федеральных государственных образовательных стандартов образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
• федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ
(ФАООП).
4.2. Основанием для организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, являются
заключение медицинской организации, выданное в соответствии с приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. №
436н, и письменное обращение родителей (законных представителей) (ч. 5 ст.
41 Федерального закона № 273-ФЗ).
4.3. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью срок освоения образовательной
программы по ИУП может быть увеличен в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
5. Требования к содержанию и реализации индивидуального учебного
плана
5.1. ИУП разрабатывается в пределах осваиваемой образовательной программы
(основной или адаптированной) и определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся. К разработке ИУП
привлекаются педагогические работники, осуществляющие обучение по
учебным предметам, курсам, модулям, изучение которых модифицируется в
рамках ИУП, а также педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
тьютор (при наличии). Для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разрабатывается СИПР.
5.2. ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок,
указанный в заявлении.
5.3. ИУП содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических
работников с обучающимся, на обучение с использованием дистанционных
и/или электронных образовательных технологий и самоподготовку
обучающихся.
7
5.4. Обучение по ИУП не означает снижение учебной нагрузки или уменьшение
количества учебных предметов для изучения.
5.5. При реализации ИУП могут использоваться различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
5.6. Количество учебных занятий, нормативные сроки освоения
образовательных программ, перечень обязательных учебных предметов и
предметных областей определяются в соответствии с ФГОС и ФАООП
соответствующего уровня, указанными в разделе 1 настоящего Положения.
• Для основного общего образования: количество учебных занятий за 5 лет
не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
• Для среднего общего образования: количество учебных занятий за 2 года
на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов.
5.7. Досрочное прекращение обучения по ИУП возможно по инициативе
обучающегося (его родителей, законных представителей) на основании
соответствующего заявления.
6. Взаимодействие участников образовательных отношений при
реализации ИУП
6.1. Школа обязана:
• предоставлять обучающимся на время обучения бесплатно учебники и
учебные пособия;
• обеспечивать реализацию ИУП, в том числе в части оказания психологопедагогической помощи;
• создавать условия для участия обучающихся в олимпиадах, творческих
фестивалях, спортивных соревнованиях;
• осуществлять промежуточную аттестацию;
• оказывать консультационную и методическую помощь родителям
(законным представителям).
6.2. Родители (законные представители) обязаны:
8
• обеспечивать допуск педагогических работников к обучающемуся для
проведения учебных занятий (при реализации ИУП на дому);
• создавать условия для проведения занятий, организовывать рабочее
место;
• обеспечивать присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в
момент проведения учебных занятий на дому;
• контролировать выполнение обучающимся домашних заданий;
• своевременно информировать Школу о необходимости отмены занятий
по болезни.
6.3. Обучающиеся обязаны: выполнять ИУП, в том числе посещать
предусмотренные ИУП учебные занятия.
7. Финансовое обеспечение
7.1. Обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для
финансирования освоения образовательной программы соответствующего
уровня, в пределах предусмотренных средств.
7.2. Не допускается взимание платы с обучающихся, их родителей (законных
представителей) за разработку и утверждение ИУП, обучение по ИУП,
дополнительное оборудование в пределах ИУП. Не допускаются установление
более высокой стоимости платных образовательных услуг при условии
обучения по ИУП, повышение стоимости платных образовательных услуг при
переводе обучающегося на ИУП.
7.3. Перевод обучающегося на ИУП не влечет потерю права на предоставление
мер социальной поддержки.
8. Заключительные положения
8.1. Контроль за освоением образовательных программ обучающимися,
перешедшими на обучение по ИУП, текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация осуществляются в соответствии с локальными
актами Школы.
8.2. Государственная итоговая аттестация обучающихся по ИУП проводится в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9