Основная общеобразовательная программа среднего общего образования (с 2023-2024 учебного года)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 24»
ПРИНЯТА
решением Педагогического
совета МБОУ «Школа № 24»
Протокол от 31.08.2023 № 2

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Школа № 24»
от 31.08.2023 № 347-О

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ
Владелец Сущевская Полина Юрьевна
Директор МБОУ «Школа №24»
Действителен до 24.08.2024

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижний Новгород
2023

2

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ООП
СОО) разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего
общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 12.07.2023, регистрационный № 74228).
2. Содержание ООП СОО представлено учебно-методической документацией
(учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей базовые объем и содержание
образования уровня среднего общего образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы
3. ООП СОО разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО 1) и ФОП
СОО 2.
4. Реализация обязательной части ООП СОО предусматривает непосредственное
применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности
жизнедеятельности» 3.
5. ООП СОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный 4.
6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП СОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов 5.
7. Целевой раздел ООП СОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО 6.
8. Содержательный раздел ООП СОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
1

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 07.06.2012, регистрационный № 24480). с изменениями, внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 09.02.2015, регистрационный № 35953), от 31.12.2015 № 1578 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 09.02.2016, регистрационный № 41020), от 29.06.2017 № 613
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.07.2017., регистрационный № 47532), приказами
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 23.12.2020, регистрационный № 61749), от 11.12.2020 № 712 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 25.12.2020, регистрационный № 61828) и от 12.08.2022 № 732 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 12.09.2022, регистрационный № 70034).
2
Часть 6.1. статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3
Часть 6.3. статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4
Пункт 14 ФГОС СОО.
5
Пункт 14 ФГОС СОО.
6
Пункт 14 ФГОС СОО.

3

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся 7;
рабочую программу воспитания.
9. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ООП СОО и разработаны на основе требований ФГОС СОО к
результатам освоения программы среднего общего образования.
10. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
содержит:
цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность
обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий;
описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных
действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной
деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре
образовательной деятельности 8.
11. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся,
в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими
результатов освоения программы среднего общего образования 9.
12. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой МБОУ «Школа № 24» совместно с семьей и другими
институтами воспитания 10.
13. Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям – нравственным ориентирам, являющимся
основой мировоззрения граждан России, передаваемым от поколения к поколению,
лежащим в основе общероссийской идентичности и единого культурного пространства
страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России 11.
14. Организационный раздел ООП СОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы среднего общего образования 12 и включает:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
15. Календарный план воспитательной работы содержит перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает
участие в учебном году или периоде обучения.
7

Пункт 14 ФГОС СОО.
Пункт 18.2.1 ФГОС СОО.
9
Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.
10
Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.
11
Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809.
12
Пункт 14 ФГОС СОО.
8

4

II.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ООП СОО
16. Пояснительная записка.
16.1. ООП СОО является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Школа
№ 24» в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС
СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
16.2. Целями реализации ООП СОО являются:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством
личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского
становления;
преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на
основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего
образования;
подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному
выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для
обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
16.3. Достижение поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает
решение следующих основных задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения,
овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к
социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в
том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;

5

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
города Нижнего Новгорода, а также Советского района города Нижнего Новгорода для
приобретения опыта реального управления и действия;
организация
социального
и
учебно-исследовательского
проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
16.4. ООП СОО учитывает следующие принципы:
принцип учёта ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне среднего общего образования;
принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
(законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты
обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь
урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса
на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к

6

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29.01.2021, регистрационный № 62296), действующими до 01.03.2027 (далее –
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020,
регистрационный № 61573), действующими до 01.01.2027 (далее – Санитарноэпидемиологические требования).
16.5. ООП СОО учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за два учебных года не
может составлять менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями 13.
16.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ «Школа № 24» 14.
17. Планируемые результаты освоения ООП СОО.
17.1. Планируемые результаты освоения ООП СОО соответствуют современным
целям среднего общего образования, представленным во ФГОС СОО как система
личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
17.2. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО
включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному
развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения ООП СОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности МБОУ «Школа № 24» в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения ООП СОО отражают готовность обучающихся
13
14

Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
17.3. Метапредметные результаты включают:
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
17.4. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение овладевать:
познавательными универсальными учебными действиями;
коммуникативными универсальными учебными действиями;
регулятивными универсальными учебными действиями.
17.15.1.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями
предполагает
умение
использовать
базовые
логические
действия,
базовые
исследовательские действия, работать с информацией.
17.15.2.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной
деятельности.
17.15.3.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
17.5. Предметные результаты включают:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления;
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов.
Требования к предметным результатам:
сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний
и конкретные умения;

8

определяют минимум содержания гарантированного государством среднего общего
образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;
определяют требования к результатам освоения программ среднего общего
образования по учебным предметам;
усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в
целом, современного состояния науки.
17.6. Предметные результаты освоения ООП СОО устанавливаются для учебных
предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения ООП СОО для учебных предметов на базовом
уровне ориентированы на обеспечение общеобразовательной и общекультурной
подготовки.
Предметные результаты освоения ООП СОО для учебных предметов на углубленном
уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию,
развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это
предусматривается базовым уровнем, освоения основ наук, систематических знаний и
способов действий, присущих учебному предмету.
17.7. Предметные результаты освоения ООП СОО обеспечивают возможность
дальнейшего успешного профессионального обучения и профессиональной деятельности.
18. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО.
18.1. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения ООП СОО и обеспечение эффективной обратной связи,
позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
18.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения
как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности
педагогических работников как основа аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
18.3. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной
базой выступают требования ФГОС СОО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися ООП СОО. Система оценки включает процедуры
внутренней и внешней оценки.
18.4. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;

9

внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
18.5. Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся 15;
итоговую аттестацию 16.
18.6. В соответствии с ФГОС СОО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
18.7. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению
учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня
функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и
критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения,
выраженные в деятельностной форме.
18.8. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации
индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию
оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
18.9. Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса,
выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного
материала.
18.10. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется
через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур для выявления динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга, в том числе оценок проектов, практических, исследовательских, творческих работ,
наблюдения;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в
том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных
(цифровых) технологий.
18.11. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
15
16

Статья 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО.
18.12. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности
образовательной организации и образовательных систем разного уровня.
18.13. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в общественно значимых
мероприятиях федерального, регионального, муниципального, школьного уровней; в
соблюдении норм и правил, установленных в МБОУ «Школа № 24»; в ценностносмысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов; в
ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей
образовательной траектории, в том числе выбор профессии.
18.14. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
18.15. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ООП СОО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
18.16. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
18.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
способность использования универсальных учебных действий в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
18.18. Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
администрацией МБОУ «Школа № 24» в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и
периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического
совета МБОУ «Школа № 24». Инструментарий может строиться на межпредметной основе
и включать диагностические материалы по оценке читательской, естественно-научной,
математической, цифровой, финансовой грамотности, сформированности регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
18.19. Формы оценки:
для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной
основе;
для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной

11

(компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения
групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не
менее чем один раз в два года.
18.20. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее
вместе – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
18.15.1. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
18.15.2. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и других;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту.
18.15.3. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются МБОУ «Школа № 24».
18.15.4. Проект оценивается по критериям сформированности:
познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему
и выбрать способы её решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку
выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы,
грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать
ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
18.21. Предметные результаты освоения ООП СОО с учётом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение обучающимися знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных

12

жизненных условиях, а также на успешное обучение.
18.22. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
18.23. Основным предметом оценки является способность к решению
учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, отвечающих содержанию учебных
предметов,
в
том
числе
метапредметных
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующих направлениям
функциональной грамотности.
18.24. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником
в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
18.25. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП СОО.
18.26. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
график контрольных мероприятий.
18.27. Стартовая диагностика проводится администрацией МБОУ «Школа № 24» с
целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования.
18.15.1.
Стартовая диагностика проводится в начале 10 класса и выступает как
основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
18.15.2. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность
учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
18.15.3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов. Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации учебного процесса.
18.28. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
18.15.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную
деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию
педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
18.15.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
18.15.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки

13

(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные
и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учётом особенностей учебного предмета.
18.15.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса.
18.29. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
18.30. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещённых уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета МБОУ «Школа № 24». Результаты внутреннего мониторинга
являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса
и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника.

III.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
19. Рабочие программы по учебным предметам включают пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по учебному
предмету.
19.1. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
19.2. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего
образования.
19.3. Планируемые результаты освоения программы по учебным предметам
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый
год обучения.
20. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (базовый
уровень) представлена в Приложении 1 к настоящей ООП СОО.
21. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература» (базовый
уровень) представлена в Приложении 2 к настоящей ООП СОО.
22. Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»
представлена в Приложении 3 к настоящей ООП СОО.
23. Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык
(базовый уровень)» представлена в Приложении 4 к настоящей ООП СОО.

14

24. Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра и начала математического
анализа» (углублённый уровень) представлена в Приложении 5 к настоящей ООП СОО.
25. Рабочая программа по учебному курсу «Геометрия» (углублённый уровень)
представлена в Приложении 6 к настоящей ООП СОО.
26. Рабочая программа по учебному курсу «Вероятность и статистика»
(углублённый уровень) представлена в Приложении 7 к настоящей ООП СОО.
27. Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» (базовый уровень)
представлена в Приложении 8 к настоящей ООП СОО.
28. Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» (углублённый
уровень) представлена в Приложении 9 к настоящей ООП СОО.
29. Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (базовый уровень)
представлена в Приложении 10 к настоящей ООП СОО.
30. Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень)
представлена в Приложении 11 к настоящей ООП СОО.
31. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень)
представлена в Приложении 12 к настоящей ООП СОО.
32. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «История» (базовый
уровень) представлена в Приложении 13 к настоящей ООП СОО.
33. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
(базовый уровень) представлена в Приложении 14 к настоящей ООП СОО.
34. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
(углублённый уровень) представлена в Приложении 15 к настоящей ООП СОО.
35. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (базовый
уровень) представлена в Приложении 16 к настоящей ООП СОО.
36. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» представлена
в Приложении 17 к настоящей ООП СОО.
37. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» (базовый уровень) представлена в Приложении 18 к настоящей ООП
СОО.
38. Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» представлена
в Приложении 19 к настоящей ООП СОО.
39. Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» представлена
в Приложении 20 к настоящей ООП СОО.
40. Рабочая программа по учебному курсу «Практикум по информатике»
представлена в Приложении 21 к настоящей ООП СОО.
41. Рабочая программа по учебному курсу «Прикладная информатика» представлена
в Приложении 22 к настоящей ООП СОО.
42. Рабочая программа воспитания представлена в Приложении 23 к настоящей ООП
СОО.

IV.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
43. Учебный план среднего общего образования.
43.1. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и

15

распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности 17.
43.2. Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС СОО, определяет
общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования
и организации образовательной деятельности.
43.3. Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
43.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения русского языка как
родного языка, а также устанавливает количество занятий.
43.5. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
43.6. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
43.7. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
43.8. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано
на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
43.9. В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их родителей (законных
представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных
предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).
43.10. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося – не менее 2 170 часов и не более 2 516 часов (не более 37 часов в неделю).

17

Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

16

43.11. Учебный план:
Предметная область
Русский язык и литература
Родной язык и
литература
Иностранные языки
Общественнонаучные
предметы

Учебный предмет
Русский язык
Литература
родная Родной язык

Иностранный язык
История
Обществознание
География
Математика и информатика
Математика (алгебра и
начала
анализа,
геометрия, вероятность
и статистка)
Информатика
Естественно-научные
Физика
предметы
Химия
Биология
Физическая культура, основы Физическая культура
безопасности
Основы
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Индивидуальный проект

Уровень изучения предмета
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б

У
У

Б
Б
Б
Б
Б
Б

У

Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся
43.12. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план
должны содержать не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание»,
«География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности») и предусматривать изучение не менее 2 учебных
предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной
области и (или) смежной с ней предметной области.
43.13. В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в
учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном
уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество
часов, отводимых на изучение учебных предметов.
43.14. МБОУ «Школа № 24» обеспечивает реализацию учебных планов нескольких
профилей обучения: социально-экономического и технологического.
43.15. Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может
быть реализован за счет внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися
спортивных секций школьных спортивных клубов, включая использование учебных
модулей по видам спорта.
43.16. В
учебном
плане
предусмотрено
выполнение
обучающимися

17

индивидуального проекта. Индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного
или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в
течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
43.17. Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую
очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое
сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с
тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации.
43.18. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса
не должен превышать продолжительности выполнения 3,5 часа. Координация и контроль
объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии
с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями
осуществляется заместителем директора МБОУ «Школа № 24».
44. Варианты учебных планов профилей.
43.1. Профиль является способом введения обучающихся в ту или иную
общественно-производственную практику. Учебный план профиля построен с ориентацией
на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого
продолжения образования обучающихся, для чего при приеме в 10 и 11 классы изучаются
намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
43.2. Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную
и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на
углубленном уровне предлагаются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы
преимущественно из предметной области «Математика и информатика».
Предметная область

Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика

Естественно-научные предметы

Общественно-научные предметы

Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра и начало
математического анализа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
География

Уровень

кол-во часов в
неделю
10
11 класс
класс

Б
Б
Б

2
3
3

2
3
3

У

4

4

У
У
У
Б
Б
Б
Б
Б
Б

3
1
4
2
1
1
2
2
1

3
1
4
2
1
1
2
2
1

18

Предметная область
Физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности

Учебный предмет
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Уровень
Б
Б

Индивидуальный проект

кол-во часов в
неделю
10
11 класс
класс
2
2
1
1

ИТОГО
33
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Родной язык и родная литература
Математика и информатика

1

Родной русский язык

1

Прикладная информатика

32
1
1

ИТОГО
максимально допустимая нагрузка в неделю
Всего часов

1
34
1156

2
34
1156

43.3. Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с
социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами
деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и другими. В
данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы
преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественнонаучные предметы».
Предметная область

Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика

Естественно-научные предметы

Общественно-научные предметы
Физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности

Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра и начало
математического анализа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
География
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Уровень

кол-во часов в
неделю
10
11 класс
класс

Б
Б
Б

2
3
3

2
3
3

У

4

4

У
У
Б
Б
Б
Б
Б
У
Б
Б

3
1
1
2
1
1
2
4
1
2

3
1
1
2
1
1
2
4
1
2

Б

1

1

19

Предметная область

Учебный предмет
Индивидуальный проект

Уровень

кол-во часов в
неделю
10
11 класс
класс
1

ИТОГО
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

31

Общественно-научные предметы

Финансовая грамотность

1

1

Родной язык и родная литература

Родной русский язык

1

1

Математика и информатика

Практикум по
информатике

1

ИТОГО
максимально допустимая нагрузка
Всего часов

2
34
1156

3
34
1156

45. Календарный учебный график.
45.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
триместрам по 5-дневной учебной неделе.
45.2. Продолжительность учебного года при получении среднего общего
образования составляет 34 недели.
45.3. Учебный год в МБОУ «Школа № 24» начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
45.4. Учебный год в МБОУ «Школа № 24» заканчивается 26 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день. Для 11 классов окончание учебного года определяется ежегодно в
соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
45.5. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул составляет не менее 7 календарных дней.
45.6. Продолжительность учебных триместров составляет: I триместр – 11 учебных
недель; II триместр – 10 учебных недель; III триместр – 13 учебных недель.
45.7. Сроки и продолжительность каникул:
Период

Дата начала каникул

Дата окончания
каникул

Продолжительность в
днях

1 триместр

03.10.2022
21.11.2022

09.10.2022
27.11.2022

7 дней
7 дней

2 триместр

02.01.2023
13.02.2023

08.01.2023
19.02.2023

7 дней
7 дней

3 триместр

03.04.2023
29.05.2023

09.04.2022
31.08.2023

7 дней
95 дней

45.8. Продолжительность урока составляет 45 минут.

20

45.9. Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой
перемены (после 3 и 4 урока) – 20.
45.10. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 20 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе
развития.
45.11. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
45.12. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет для обучающихся 10-11 классов – не более 7 уроков.
45.13. Занятия начинаются в 8.30 утра и заканчиваются не позднее 18 часов.
45.14. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между
началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком организовывается
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
45.15. Календарный учебный график МБОУ «Школа № 24» составлен с учётом
мнений участников образовательных отношений, региональных традиций, плановых
мероприятий организаций культуры Нижегородской области и определяет чередование
учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам
учебного года.
46. План внеурочной деятельности.
46.1. Под внеурочной деятельностью понимается образовательную деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах,
отличных от урочной.
46.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной образовательной программы.
46.3. План внеурочной деятельности является частью организационного раздела
ООП СОО и представляет собой описание целостной системы функционирования
образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
план организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского
движения школьников»);
план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады
по предметам программы среднего общего образования).
46.4. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность МБОУ «Школа № 24»
реализует основную образовательную программу (цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего

21

образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для
получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
46.5. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года
обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину
недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность,
определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися
учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды
каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристских
походах, экспедициях, поездках и другие).
46.6. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
46.7. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.
46.8. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»,
ещё один на «Профориентационный минимум».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
46.9. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
46.10. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
В 10 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации может быть выделено больше часов, чем в 11 классе.
46.11. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской

22

гражданской идентичности и таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
46.12. Организация жизни ученических сообществ выстраивается: в рамках
внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности,
в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских
общественных объединениях, созданных в образовательной организации и за ее пределами:
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
через благоустройство школы, класса, Советского района города Нижнего Новгорода,
в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями;
через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного
мировоззрения);
через трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку
личности к трудовой деятельности).
46.13. По решению педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной
организации может быть модифицирован в соответствии с реализуемыми в МБОУ «Школа
№ 24» профилями.
46.14. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости
от профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения обучающихся), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных
делах образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В весенние каникулы 10 класса организовываются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках, часов,

23

отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
46.15. Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
46.15.1. В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние
(зимние) каникулы 10 класса организуются экскурсии на производства, в банки, в
экономические отделы государственных и негосударственных организаций. В ходе
познавательной
деятельности
на
вышеперечисленных
объектах
реализуются
индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты
обучающихся. В течение первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к
экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в социальноэкономической сфере (приоритет отдается структурным подразделениям экономического
профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися
в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются
групповые социальные и экономические проекты (например, предпринимательской
направленности).
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и
защита групповых проектов («проект профессиональных проб», «предпринимательский
проект», «социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
обучающихся, в том числе выезды на природу, туристские походы, поездки по территории
России, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов,
театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок,
художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
46.15.2. В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние)
каникулы 10 класса организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в
научно-исследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе
познавательной
деятельности
на
вышеперечисленных
объектах
реализуются
индивидуальные, групповые и коллективные учебноисследовательские проекты
обучающихся. В течение первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к
поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной

24

деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве, предусматривается
подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных
проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
обучающихся, в том числе выезды на природу, туристские походы, поездки по территории
России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение
кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение
выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением),
социальные практики, в том числе в качестве организаторов деятельности обучающихся 59 классов.
47. Федеральный календарный план воспитательной работы.
47.1. Федеральный календарный план воспитательной работы реализуется в МБОУ
«Школа № 24» в рамках урочной и внеурочной деятельности.
47.2. МБОУ «Школа № 24» наряду с федеральным календарным планом
воспитательной работы проводит иные мероприятия согласно рабочей программе
воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября
3 сентября
8 сентября
10 сентября
Октябрь:
1 октября:
3 октября
5 октября
25 октября
третье воскресенье
Ноябрь
4 ноября
8 ноября
последнее
воскресенье
30 ноября:
Декабрь
3 декабря
4 декабря

День знаний
День окончания Второй мировой войны
День солидарности в борьбе с терроризмом
Международный день распространения грамотности
Международный день памяти жертв фашизма
Международный день пожилых людей
Международный день музыки
День защиты животных
День учителя
Международный день школьных библиотек
День отца
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России
День Матери
День Государственного герба Российской Федерации
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтера) в России

25

8 декабря
12 декабря
Январь:
25 января
27 января

Февраль:
2 февраля
8 февраля
15 февраля
21 февраля
23 февраля
Март
8 марта
18 марта
27 марта
Апрель
12 апреля
19 апреля
Май
1 мая
8 мая
19 мая
23 мая
Июнь
1 июня
4 июня
12 июня
21 июня
27 июня
Июль
8 июля
Август
вторая суббота
22 августа
27 августа

День Героев Отечества
День Конституции Российской Федерации
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти»
Аушвиц- Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества
Международный день родного языка
День защитника Отечества
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики;
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны
Праздник Весны и Труда
День Победы
День детских общественных организаций России
День славянской письменности и культуры
День защиты детей
День русского языка
День России
День памяти и скорби
День молодежи
День семьи, любви и верности
День физкультурника
День Государственного флага Российской Федерации
День российского кино


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».