Описание АООП ЗПР 7.1

Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования (далее – АООП НОО) для обучения детей с задержкой
психического развития вариант 7.1 (далее - ЗПР 7.1) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (далее - ФГОС НОО) для детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) и представляет собой
образовательную программу, адаптированную и учитывающую особенности
их
психофизического
развития,
индивидуальные
возможности,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих
основных задач:
− формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
− достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
− становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
− создание благоприятных условий для удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

особых

− обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
− обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
− выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с ЗПР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

− использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
− предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
− участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
− включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города),
направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них
общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
− принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
− принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
− принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
− принцип развивающей направленности образовательного процесса,
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Применение дифференцированного
подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
является
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося,
согласованная работа учителя начальных классов с педагогами,
реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на
основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ
разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
− получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
− выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
− получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
− обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
− психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
с педагогами и соучениками;
− психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
− постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.

− Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
− адаптация основной общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
− обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
− комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной
на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование
осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
− организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
(«пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих
как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
− учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
− профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
− постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики психофизического развития;
− обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
− постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
− постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
− специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
− постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
− использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;

− развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
− специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
− обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования
социально
активной
позиции,
нравственных
и
общекультурных ценностей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».