Описание адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее АООП НОО РАС) ― это
образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО РАС разрабатотана МБОУ «Школа №24» в соответствии с ФГОС НОО для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Цель реализации АООП НОО РАС вариант 8.3 – создание условий для овладения ими
учебной деятельностью, и формирования у них общей культуры, разностороннее развитие
их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями.
Основные задачи:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и лёгкой
умственной отсталостью (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.3) - (умение принимать, сохранять цели и
следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность,
контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты,
взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных
форм получения образования обучающимися с РАС с учетом их образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и
индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с РАС
(вариант 8.3).
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой
умственной
отсталостью,
обучаясь
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе начального общего образования, получает
образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по
итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются
Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП
НОО РАС предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет
организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и
увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
АООП НОО РАС создается на основе Стандарта и при необходимости
индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе
индивидуальные учебные планы.
Вариант 8.3. может реализуется в отдельных автономных классах. Определение варианта
АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант
8.4 (далее АООП НОО РАС 8.4) ― это образовательная программа, адаптированная для
обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО РАС 8.4 разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными особенностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ).
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями
развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми
достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям
здоровья, в пролонгированные сроки обучения: шесть лет.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, АООП НОО РАС 8.4
предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет
организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и
увеличении общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. АООП НОО
РАС 8.4 определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее
реализации.
На основе АООП НОО РАС 8.4 для каждого обучающегося разрабатывается специальная
индивидуальная программа развития (далее - СИПР), учитывающая индивидуальные
образовательные потребности обучающегося.
АООП НОО РАС 8.4 предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную
социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и
социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу
по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых
образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в
разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом
медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального
пользования, при необходимости дополнительных ассистивных средств и средств
альтернативной коммуникации.
Цель АООП НОО РАС 8.4 заключается в развитии личности обучающегося,
формировании общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формировании необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в
повседневной жизни.
АООП НОО РАС 8.4 определяет содержание и организацию образовательной деятельности
на уровне начального общего образования и предполагает решение следующих задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в
сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО РАС 8.4 и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и
индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых
образовательных потребностей разных групп обучающихся.