АДМИНИСТРАЦИЯ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО» Педагогическим советом школы (протокол от 28.08.2019 г. № 1) приказом директора Е.Б. Моисеевой От 29.08.2019 № 197/1-О Положение о внутришкольном контроле МБОУ «Школа № 24» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле в МБОУ «Школа № 24» (далее – Положение) разработано в соответствии со следующим: 1.1.1. Нормативными правовыми документами федерального уровня: – Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 29, 30); – федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; – федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; – федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413; – федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089; – федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312; – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015; 1.1.2. Локальными нормативными актами и документами МБОУ «Школа № 24» (далее – Учреждение»): – Уставом Учреждения; – Положением о ВСОКО; 1 – основной образовательной программой по уровням общего образования; – программой развития Учреждения; 1.2. Настоящее Положение определяет содержание внутришкольного контроля (ВШК) в Учреждении, регламентирует порядок его организации и проведение уполномоченными лицами. 1.3. Положение о ВШК разрабатывается и утверждается в Учреждении в установленном порядке. 1.4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Цели, задачи и принципы ВШК 2.1. Главной целью ВШК в Учреждении является создание условий для эффективного функционирования образовательной организации, обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. 2.2. Задачи ВШК: – оптимизация структуры управления Учреждением; – обеспечение непрерывного профессионального развития кадров Учреждения; – своевременное выявление и анализ рисков образовательной деятельности Учреждения; – создание условий для обеспечения положительной динамики качества образовательных результатов обучающихся; – своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ; – выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий; – формулирование основных стратегических направлений развития Учреждения на основе анализа полученных данных. 2.3. Независимо от направления в процедурах ВШК реализуются принципы: – планомерности; – обоснованности; – непрерывности; – объективности, достоверности, полноты и системности информации; – реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития обучающихся; – открытости, прозрачности мониторинговых процедур, соблюдения принципа преемственности в интерпретации полученных данных; – доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; – рефлексивности, подразумевающей включение педагогов в анализ и самооценку деятельности; – инструментальности и технологичности используемых показателей; – возможности взаимного дополнения оценочных процедур, установления взаимосвязи между ними; – соблюдения морально – этических норм при проведении мониторинговых исследований. 2 2.4. Ежегодному обязательному планированию подлежит ВШК реализации ООП. План ВШК реализации ООП является частью годового плана работы Учреждения. 2.5. ВШК ресурсного обеспечения образовательной деятельности проводят в объеме, необходимом для подготовки отчета о самообследовании. 3. Структура ВШК 3.1. Функции ВШК: – информационно-аналитическая; – контрольно-диагностическая; – коррективно-регулятивная; – стимулирующая. 3.2. Направления ВШК: – соблюдение действующего законодательства; – соблюдение устава, Правил внутреннего распорядка, локальных нормативных актов; – процесс и результаты реализации ООП; – эффективность дополнительных образовательных услуг; – качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности; 3.2.1. Ежегодному обязательному планированию подлежит ВШК реализации ООП. План ВШК реализации ООП является частью годового плана работы образовательной организации. 3.2.2. ВШК ресурсного обеспечения образовательной деятельности проводят в объеме, необходимом для подготовки отчета о самообследовании. 3.3. Субъекты ВШК: – руководитель образовательной организации и его заместители; – должностные лица согласно должностным инструкциям; – кураторы и линейные руководители проектов; – педагоги. 4. Виды и методы ВШК 4.1. ВШК может быть плановым и оперативным. В плановом и оперативном контроле различают виды ВШК: 4.1.1) комплексный контроль; 4.1.2) фронтальный контроль; 4.1.3) тематический контроль. 4.2. Методы ВШК: 4.2.1. Экспертиза документов: – локальных нормативных актов; – программно-методической документации педагогических работников; – учебной документации обучающихся; – журнала успеваемости; – журналов внеурочной деятельности/факультативов; – иных документов. 4.2.2. Посещение/просмотр видеозаписи учебных занятий и мероприятий: – уроков; – курсов внеурочной деятельности; 3 – внеурочных мероприятий. 4.2.3. Изучение мнений: – индивидуальные беседы; – анкетирование. 4.2.4. Диагностики/контрольные срезы: – административные контрольные письменные работы (в том числе работы по преемственности); – комплексные диагностические работы; – онлайн-тесты. 5. Порядок проведения ВШК 5.1. ВШК в Учреждении осуществляется: ● в соответствии с годовым планом ВШК; ● в соответствии с паспортами проектов проектного офиса Учреждения на текущий учебный год; ● на основании обращений участников образовательных отношений; 5.2. ВШК осуществляют: ● в плановом режиме субъект (контролирующий), определенный в плане ВШК; ● при оперативном контроле – лицо/группа лиц, назначаемое(ая) директором Учреждения; 5.2.3. К участию в контроле могут привлекаться эксперты из числа сотрудников высших учебных заведений и учреждений дополнительного профессионального образования, а также иных организаций, – руководителей деятельностью инновационных, экспериментальных и стажёрских площадок на базе Учреждения. 5.2.4. ВШК проводится в соответствии с планом, разрабатываемым заместителями директора Учреждения в конце учебного года (до 20 июня) на основании сведений, предоставленных кураторами проектов, и утверждаемым педагогическим советом Учреждения. 5.3. Результаты ВШК оформляют в виде итоговых документов: аналитической справки (по форме, представленной в приложении № 1) и отчёта о реализации проекта (по форме, представленной в приложении № 2). 5.4. Процедура представления результатов ВШК включает: – ознакомление объекта ВШК (если это физическое лицо) с темой, содержанием и задачами ВШК; – доведение до объекта ВШК (если это физическое лицо) информации о результатах. 5.5. По итогам ВШК организуется обсуждение итоговых материалов ВШК с целью принятия решений о следующем: – проведении повторного контроля с привлечением специалистов-экспертов; – поощрении работников; – привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; – иных решениях в пределах компетенции Учреждения. 6. Связь ВШК, ВСОКО и самообследования 6.1. Внутришкольный контроль осуществляется с использованием информации ВСОКО. 4 6.2. Должностные лица одновременно могут выступать и субъектами ВСОКО, и субъектами ВШК. 6.3. Информация по итогам оценки содержания, условий реализации и результатов освоения учащимися образовательных программ используется как средство ВШК. 6.4. Субъекты ВШК организуют подготовку отчета о самообследовании и обеспечивают его соответствие федеральным требованиям. 6.5. Программа мониторинга качества образования в Учреждении содержит описание инструментов ВСОКО и ВШК. 7. Документационное сопровождение ВШК 7.1. Документационное сопровождение ВШК в Учреждении включает следующие организационно-распорядительные документы: – распорядительный акт (приказ директора Учреждения) об утверждении годового плана ВШК, согласованный с представительными и коллегиальными органами Учреждения (педагогический совет, Совет учащихся, Совет родителей); – программу мониторинга качества образования в Учреждении, утверждённый директором Учреждения и согласованный с представительными и коллегиальными органами Учреждения; – итоговые документы: аналитические справки и отчёты о реализации проекта. 7.2. Отчет о реализации проекта выполняется куратором проекта. 7.3. Отчёт о реализации проекта посылается куратором проекта не позднее 25 апреля на корпоративную электронную почту директора Учреждения. 7.4. Отчет должен содержать: 1) анализ достижения поставленной цели (заявленный мониторинг); 2) анализ промежуточных целей (действий в течение реализации проекта); 3) сравнительный (где возможно) анализ с предыдущими годами; 4) фотоотчет (где возможно); 5) выводы и рекомендации по работе на следующий год, при условии, что работа по указанному направлению продолжается; если проект заканчивается, то его паспорт, отчет и дополнительные материалы (ели такие имеются) размещаются в особом хранилище в свободном доступе; 6) информация об образовательных проектах (или других, итоги которых необходимо разместить на сайт) отправляются по электронной почте директору Учреждения не позднее недели по окончании мероприятия (части проекта) или всего проекта; 7) отчет о реализации проекта входит в ежегодный Публичный отчет и размещается на сайте школы. 8. Содержание ВШК 8.1. В структуре ВШК выделяются несколько направлений мониторинга: ● мониторинг образовательных достижений обучающихся ● мониторинг эффективности программ воспитания и социализации обучающихся ● мониторинг уровня профессионального развития педагогов ● мониторинг качества организации образовательного процесса ● мониторинг эффективности системы управления образовательным учреждением 5 ● мониторинг здоровья обучающихся и работников школы 8.2. Содержание мониторинга образовательных достижений (уровня освоения планируемых результатов) обучающихся включает в себя: ● Готовность обучающихся 1 класса к обучению в начальной школе ● Готовность к обучению на уровне общего образования обучающихся 5 класса ● Готовность обучающихся 10 класса к обучению на уровне среднего общего образования ● Уровень сформированности предметных результатов обучающихся 1 – 9 классов ● Качество предметных знаний обучающихся 10 - 11 классов ● Уровень сформированности метапредметных результатов в 1-9 классах ● % обученности и качества обучения обучающихся 1-11 классов ● Качество подготовки к ГИА обучающихся 9, 11 классов ● Результативность участия обучающихся в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах различного уровня ● Уровень достижения части личностных результатов обучающихся 4,9 классов ● Количество отличников и медалистов 8.3. Содержание мониторинга эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся ● Уровень и направленность мотивации обучающихся 1-11 классов ● Удовлетворённость обучающихся воспитательным процессом в школе ● Уровень достижения части личностных результатов обучающихся 4, 9 классов ● Качество программ внеурочной деятельности (ВД) ● Качество программ дополнительного образования ● Качество работы школьного молодёжного объединения «Диалог» ● Качество работы «Шефов – подшефных» ● Результативность проведения школьных декад ● Качество работы классных руководителей ● Качество работы летнего лагеря «Роза ветров» ● Качество работы музейного центра «Нижегородская старина» ● Уровень социально-значимых заболеваний и девиации поведения среди обучающихся школы ● Качество работы школьной библиотеки 8.4. Содержание мониторинга уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения ● Показатели уровня профессионализма педагогов ● Качество учебных занятий ● Уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов ● Диссеминация педагогического опыта ● Качество психолого- педагогического сопровождения молодых специалистов ● Качество методической работы в школе ● Оценка соответствия уровня профессионального развития педагогов требованиям ФГОС СОО 6 8.5. Содержание мониторинга эффективности системы управления образовательным учреждением ● Соблюдение требований к ведению личных дел обучающихся ● Качество образовательных программ ● Качество работы с обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении ● Качество работы по реализации ИУП обучающихся 10-11 классов ● Программно - информационное обеспечение образовательного процесса ● Оснащённость учебных кабинетов ● Обеспеченность методической и учебной литературой ● Условия обучения ● Учёт численности обучающихся на уровнях НОО, ООО, СОО ● Качество организации проектно – исследовательской деятельности обучающихся ● Открытость школы для участников образовательных отношений и социальных партнёров ● Соблюдение требований к ведению электронного журнала ● Эффективность реализации Концепции развития общего образования Нижнего Новгорода (школьный комплекс Советского района) 8.6. Содержание мониторинга оценки качества организации образовательного процесса ● Конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг ● Процесс реализации совместных программ МБОУ «Школа № 24» и социальных партнёров ● Востребованность организационно – управленческого опыта МБОУ «Школа № 24» другими образовательными организациями ● Динамика уровня подготовки выпускников школы, их конкурентоспособности при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения ● Уровень развития органов соуправления и самоуправления в МБОУ «Школа № 24» 8.7. Содержание мониторинга здоровья обучающихся и работников школы ● Мониторинг групп здоровья обучающихся ● Уровень заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы ● Мониторинг здоровья работников школы ● Сформированность ценности здорового образа жизни у обучающихся школы 8.8. Критерии оценки названных показателей представлены в Программе внутришкольного мониторинга. 7 Приложение 1 к Положению о внутришкольном контроле МБОУ «Школа № 24» Форма аналитической справки о проведении ВШК Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24» Аналитическая справка по итогам проведения ВШК по теме «________________________________» (_______________ учебный год) Основание контроля: Положение о ВСОКО, внутришкольного мониторинга МБОУ «Школа № 24». Цели контроля: Методы и формы контроля: Результаты мониторинга: Выводы: Рекомендации: План ВШК и Программа Ф.И.О., должность субъекта мониторинга дата _____________Подпись Приложение 2 к Положению о внутришкольном контроле 8 МБОУ «Школа № 24» Отчёт о реализации проекта «__________________________» (название проекта) в _________________ учебном году Куратор проекта: Продолжительность проекта: Задачи проекта (в соответствии с паспортом проекта) Реализация Сравнение с предыдущим годом (количественные показатели) Выводы: Рекомендации (изменения, необходимые в следующем году): Приложения (фотографии, видео для Публичного отчёта при необходимости) 9