Положение о внутришкольном контроле

АДМИНИСТРАЦИЯ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом школы
(протокол от 28.08.2019 г. № 1)

приказом директора
Е.Б. Моисеевой
От 29.08.2019 № 197/1-О

Положение о внутришкольном контроле МБОУ «Школа № 24»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле в МБОУ «Школа № 24»
(далее – Положение) разработано в соответствии со следующим:
1.1.1. Нормативными правовыми документами федерального уровня:
– Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 29, 30);
– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;
– федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
– федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№ 413;
– федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,
утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
– федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом
Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки
России от 30 августа 2013 г. № 1015;
1.1.2. Локальными нормативными актами и документами МБОУ «Школа № 24»
(далее – Учреждение»):
– Уставом Учреждения;
– Положением о ВСОКО;
1

– основной образовательной программой по уровням общего образования;
– программой развития Учреждения;
1.2. Настоящее Положение определяет содержание внутришкольного контроля
(ВШК) в Учреждении, регламентирует порядок его организации и проведение
уполномоченными лицами.
1.3. Положение о ВШК разрабатывается и утверждается в Учреждении в
установленном порядке.
1.4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
2. Цели, задачи и принципы ВШК
2.1. Главной целью ВШК в Учреждении является создание условий для
эффективного функционирования образовательной организации, обеспечения ее
конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
2.2. Задачи ВШК:
– оптимизация структуры управления Учреждением;
– обеспечение непрерывного профессионального развития кадров Учреждения;
– своевременное выявление и анализ рисков образовательной деятельности
Учреждения;
– создание условий для обеспечения положительной динамики качества
образовательных результатов обучающихся;
– своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы
образования в ОУ;
– выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по
минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
– формулирование основных стратегических направлений развития Учреждения на
основе анализа полученных данных.
2.3. Независимо от направления в процедурах ВШК реализуются принципы:
– планомерности;
– обоснованности;
– непрерывности;
– объективности, достоверности, полноты и системности информации;
– реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития
обучающихся;
– открытости, прозрачности мониторинговых процедур, соблюдения принципа
преемственности в интерпретации полученных данных;
– доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
– рефлексивности, подразумевающей включение педагогов в анализ и самооценку
деятельности;
– инструментальности и технологичности используемых показателей;
– возможности взаимного дополнения оценочных процедур, установления
взаимосвязи между ними;
– соблюдения морально – этических норм при проведении мониторинговых
исследований.
2

2.4. Ежегодному обязательному планированию подлежит ВШК реализации ООП.
План ВШК реализации ООП является частью годового плана работы Учреждения.
2.5. ВШК ресурсного обеспечения образовательной деятельности проводят в объеме,
необходимом для подготовки отчета о самообследовании.
3. Структура ВШК
3.1. Функции ВШК:
– информационно-аналитическая;
– контрольно-диагностическая;
– коррективно-регулятивная;
– стимулирующая.
3.2. Направления ВШК:
– соблюдение действующего законодательства;
– соблюдение устава, Правил внутреннего распорядка, локальных нормативных
актов;
– процесс и результаты реализации ООП;
– эффективность дополнительных образовательных услуг;
– качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности;
3.2.1. Ежегодному обязательному планированию подлежит ВШК реализации ООП.
План ВШК реализации ООП является частью годового плана работы образовательной
организации.
3.2.2. ВШК ресурсного обеспечения образовательной деятельности проводят в
объеме, необходимом для подготовки отчета о самообследовании.
3.3. Субъекты ВШК:
– руководитель образовательной организации и его заместители;
– должностные лица согласно должностным инструкциям;
– кураторы и линейные руководители проектов;
– педагоги.
4. Виды и методы ВШК
4.1. ВШК может быть плановым и оперативным. В плановом и оперативном
контроле различают виды ВШК:
4.1.1) комплексный контроль;
4.1.2) фронтальный контроль;
4.1.3) тематический контроль.
4.2. Методы ВШК:
4.2.1. Экспертиза документов:
– локальных нормативных актов;
– программно-методической документации педагогических работников;
– учебной документации обучающихся;
– журнала успеваемости;
– журналов внеурочной деятельности/факультативов;
– иных документов.
4.2.2. Посещение/просмотр видеозаписи учебных занятий и мероприятий:
– уроков;
– курсов внеурочной деятельности;
3

– внеурочных мероприятий.
4.2.3. Изучение мнений:
– индивидуальные беседы;
– анкетирование.
4.2.4. Диагностики/контрольные срезы:
– административные контрольные письменные работы (в том числе работы по
преемственности);
– комплексные диагностические работы;
– онлайн-тесты.
5. Порядок проведения ВШК
5.1. ВШК в Учреждении осуществляется:
●
в соответствии с годовым планом ВШК;
●
в соответствии с паспортами проектов проектного офиса Учреждения на
текущий учебный год;
●
на основании обращений участников образовательных отношений;
5.2. ВШК осуществляют:
●
в плановом режиме субъект (контролирующий), определенный в плане ВШК;
●
при оперативном контроле – лицо/группа лиц, назначаемое(ая) директором
Учреждения;
5.2.3. К участию в контроле могут привлекаться эксперты из числа сотрудников
высших учебных заведений и учреждений дополнительного профессионального
образования, а также иных организаций, – руководителей деятельностью инновационных,
экспериментальных и стажёрских площадок на базе Учреждения.
5.2.4. ВШК проводится в соответствии с планом, разрабатываемым заместителями
директора Учреждения в конце учебного года (до 20 июня) на основании сведений,
предоставленных кураторами проектов, и утверждаемым педагогическим советом
Учреждения.
5.3. Результаты ВШК оформляют в виде итоговых документов: аналитической
справки (по форме, представленной в приложении № 1) и отчёта о реализации проекта (по
форме, представленной в приложении № 2).
5.4. Процедура представления результатов ВШК включает:
– ознакомление объекта ВШК (если это физическое лицо) с темой, содержанием и
задачами ВШК;
– доведение до объекта ВШК (если это физическое лицо) информации о результатах.
5.5. По итогам ВШК организуется обсуждение итоговых материалов ВШК с целью
принятия решений о следующем:
– проведении повторного контроля с привлечением специалистов-экспертов;
– поощрении работников;
– привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
– иных решениях в пределах компетенции Учреждения.
6. Связь ВШК, ВСОКО и самообследования
6.1. Внутришкольный контроль осуществляется с использованием информации
ВСОКО.
4

6.2. Должностные лица одновременно могут выступать и субъектами ВСОКО, и
субъектами ВШК.
6.3. Информация по итогам оценки содержания, условий реализации и результатов
освоения учащимися образовательных программ используется как средство ВШК.
6.4. Субъекты ВШК организуют подготовку отчета о самообследовании и
обеспечивают его соответствие федеральным требованиям.
6.5. Программа мониторинга качества образования в Учреждении содержит
описание инструментов ВСОКО и ВШК.
7. Документационное сопровождение ВШК
7.1. Документационное сопровождение ВШК в Учреждении включает следующие
организационно-распорядительные документы:
– распорядительный акт (приказ директора Учреждения) об утверждении годового
плана ВШК, согласованный с представительными и коллегиальными органами Учреждения
(педагогический совет, Совет учащихся, Совет родителей);
– программу мониторинга качества образования в Учреждении, утверждённый
директором Учреждения и согласованный с представительными и коллегиальными
органами Учреждения;
– итоговые документы: аналитические справки и отчёты о реализации проекта.
7.2. Отчет о реализации проекта выполняется куратором проекта.
7.3. Отчёт о реализации проекта посылается куратором проекта не позднее 25 апреля
на корпоративную электронную почту директора Учреждения.
7.4. Отчет должен содержать:
1) анализ достижения поставленной цели (заявленный мониторинг);
2) анализ промежуточных целей (действий в течение реализации проекта);
3) сравнительный (где возможно) анализ с предыдущими годами;
4) фотоотчет (где возможно);
5) выводы и рекомендации по работе на следующий год, при условии, что
работа по указанному направлению продолжается; если проект
заканчивается, то его паспорт, отчет и дополнительные материалы (ели такие
имеются) размещаются в особом хранилище в свободном доступе;
6) информация об образовательных проектах (или других, итоги которых
необходимо разместить на сайт) отправляются по электронной почте
директору Учреждения не позднее недели по окончании мероприятия
(части проекта) или всего проекта;
7) отчет о реализации проекта входит в ежегодный Публичный отчет и размещается
на сайте школы.
8. Содержание ВШК
8.1. В структуре ВШК выделяются несколько направлений мониторинга:
●
мониторинг образовательных достижений обучающихся
●
мониторинг эффективности программ воспитания и социализации
обучающихся
●
мониторинг уровня профессионального развития педагогов
●
мониторинг качества организации образовательного процесса
●
мониторинг эффективности системы управления образовательным
учреждением
5

●
мониторинг здоровья обучающихся и работников школы
8.2. Содержание мониторинга образовательных достижений (уровня освоения
планируемых результатов) обучающихся включает в себя:
●
Готовность обучающихся 1 класса к обучению в начальной школе
●
Готовность к обучению на уровне общего образования обучающихся 5 класса
●
Готовность обучающихся 10 класса к обучению на уровне среднего общего
образования
●
Уровень сформированности предметных результатов обучающихся 1 – 9
классов
●
Качество предметных знаний обучающихся 10 - 11 классов
●
Уровень сформированности метапредметных результатов в 1-9 классах
●
% обученности и качества обучения обучающихся 1-11 классов
●
Качество подготовки к ГИА обучающихся 9, 11 классов
●
Результативность участия обучающихся в олимпиадах, соревнованиях,
конкурсах различного уровня
●
Уровень достижения части личностных результатов обучающихся 4,9
классов
●
Количество отличников и медалистов
8.3.
Содержание мониторинга эффективности реализации программы
воспитания и социализации обучающихся
●
Уровень и направленность мотивации обучающихся 1-11 классов
●
Удовлетворённость обучающихся воспитательным процессом в школе
●
Уровень достижения части личностных результатов обучающихся 4, 9
классов
●
Качество программ внеурочной деятельности (ВД)
●
Качество программ дополнительного образования
●
Качество работы школьного молодёжного объединения «Диалог»
●
Качество работы «Шефов – подшефных»
●
Результативность проведения школьных декад
●
Качество работы классных руководителей
●
Качество работы летнего лагеря «Роза ветров»
●
Качество работы музейного центра «Нижегородская старина»
●
Уровень социально-значимых заболеваний и девиации поведения среди
обучающихся школы
●
Качество работы школьной библиотеки
8.4.
Содержание мониторинга уровня профессионального мастерства
педагогов образовательного учреждения
●
Показатели уровня профессионализма педагогов
●
Качество учебных занятий
●
Уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов
●
Диссеминация педагогического опыта
●
Качество психолого- педагогического сопровождения молодых специалистов
●
Качество методической работы в школе
●
Оценка соответствия уровня профессионального развития педагогов
требованиям ФГОС СОО
6

8.5.
Содержание
мониторинга эффективности
системы
управления
образовательным учреждением
●
Соблюдение требований к ведению личных дел обучающихся
●
Качество образовательных программ
●
Качество работы с обучающимися, находящимися на индивидуальном
обучении
●
Качество работы по реализации ИУП обучающихся 10-11 классов
●
Программно - информационное обеспечение образовательного процесса
●
Оснащённость учебных кабинетов
●
Обеспеченность методической и учебной литературой
●
Условия обучения
●
Учёт численности обучающихся на уровнях НОО, ООО, СОО
●
Качество организации проектно – исследовательской деятельности
обучающихся
●
Открытость школы для участников образовательных отношений и
социальных партнёров
●
Соблюдение требований к ведению электронного журнала
●
Эффективность реализации Концепции развития общего образования
Нижнего Новгорода (школьный комплекс Советского района)
8.6.
Содержание
мониторинга
оценки
качества
организации
образовательного процесса
●
Конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг
●
Процесс реализации совместных программ МБОУ «Школа № 24» и
социальных партнёров
●
Востребованность организационно – управленческого опыта МБОУ «Школа
№ 24» другими образовательными организациями
●
Динамика
уровня
подготовки
выпускников
школы,
их
конкурентоспособности при поступлении в высшие и средние специальные учебные
заведения
●
Уровень развития органов соуправления и самоуправления в МБОУ «Школа
№ 24»
8.7.
Содержание мониторинга здоровья обучающихся и работников школы
●
Мониторинг групп здоровья обучающихся
●
Уровень заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников
школы
●
Мониторинг здоровья работников школы
●
Сформированность ценности здорового образа жизни у обучающихся школы
8.8.
Критерии оценки названных показателей представлены в Программе
внутришкольного мониторинга.

7

Приложение 1
к Положению о внутришкольном контроле
МБОУ «Школа № 24»
Форма аналитической справки о проведении ВШК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24»

Аналитическая справка
по итогам проведения ВШК по теме
«________________________________»
(_______________ учебный год)
Основание контроля: Положение о ВСОКО,
внутришкольного мониторинга МБОУ «Школа № 24».
Цели контроля:
Методы и формы контроля:
Результаты мониторинга:
Выводы:
Рекомендации:

План

ВШК

и

Программа

Ф.И.О., должность субъекта мониторинга
дата
_____________Подпись

Приложение 2
к Положению о внутришкольном контроле
8

МБОУ «Школа № 24»
Отчёт о реализации проекта
«__________________________» (название проекта)
в _________________ учебном году
Куратор проекта:
Продолжительность проекта:
Задачи проекта
(в соответствии с
паспортом проекта)

Реализация

Сравнение с предыдущим
годом (количественные
показатели)

Выводы:
Рекомендации (изменения, необходимые в следующем году):
Приложения (фотографии, видео для Публичного отчёта при необходимости)

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».