Положение об Автономном классе 2022

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»
ул. Ген. Ивлиева, 32,корп. 4. г. Нижний Новгород, 603122
тел./факс (831) 468-07-12
e-mail: s24_nn@mail.52gov.ru

«ПРИНЯТО»
на заседании
Педагогического совета
МБОУ Школа № 24
Протокол № 2 от 26.08.2022

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ Школа №24
П.Ю. Сущевская
«31» августа 2022 год

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ
Владелец Сущевская Полина Юрьевна
Директор МБОУ «Школа №24»
Действителен до 24.08.2024

I.

ПОЛОЖЕНИЕ
об автономном классе для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра

Общие положения
1.1. Настоящее положение об автономном классе (далее – Положение)
разработано в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (Интеллектуальными нарушениями)»;
- приказ об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
1.2. Положение определяет порядок организации образовательного
процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее –
РАС) и другими ментальными нарушениями по организационнообразовательной модели «Автономный класс» на базе образовательной
организации.
1.3. Автономный класс для обучающихся с РАС является вариативной
организационно-образовательной
моделью,
создается
на
базе
образовательной организации с целью обеспечения специальных
образовательных условий для обучения и коррекции коммуникативных,
социальных и поведенческих трудностей у детей с РАС.
II.
Регламент организации деятельности автономного класса
2.1. Автономный класс организуется для детей со сходными
образовательными потребностями одного года обучения и
предусматривает инклюзию в условиях урочной и внеурочной
образовательной деятельности.
2.2. Комплектование автономного класса проходит в соответствии с
рекомендациями
Районной
психолого-медико-педагогической
комиссии (далее РПМПК) и на основании заявления родителей
(законных представителей) обучающегося.
2.3. При комплектовании автономного класса необходимо учитывать
рекомендуемый вариант обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе.
2.4. Количество обучающихся в автономном классе устанавливается
образовательной организацией согласно нормативным актам, но не
более пяти обучающихся при реализации АООП вариантов 8.3 и 8.4
(отдельно или совместно) по ФГОС НОО ОВЗ, и не более восьми
обучающихся при реализации АООП варианта 8.2 по ФГОС НОО
ОВЗ.
2.5. Для каждого обучающегося по организационно-образовательной
модели «Автономный класс» педагогами разрабатывается

индивидуальный
образовательный
маршрут
обучающегося
автономного класса (далее – ИОМ АК).
2.6. ИОМ АК может содержать информацию о психолого-педагогической
характеристике адресата (обучающегося), об учебном плане на
текущий учебный год, о перечне специальных образовательных
условий, о планируемых индивидуальных результатах освоения
АООП, об индивидуально графике обучающегося.
2.6.1. ИОМ АК и рекомендации по его корректировке выносятся на
утверждение
психолого-педагогического
консилиума
образовательной организации педагогами, работающими в
Автономном классе, и предоставляются для ознакомления родителям
(законным представителям) обучающихся.
2.6.2. Внесение изменений в ИОМ АК проводится на основе анализа
актуального состояния и потребностей обучающегося, анализа
образовательных результатов.
2.7. Индивидуальный график обучающегося автономного класса является
неотъемлемой частью ИОМ АК обучающегося и включает в себя
расписание учебных предметов, расписание коррекционноразвивающих занятий и расписание внеурочной деятельности с
указанием:
• дня недели и времени;
• места проведения;
• формы проведения (индивидуальная, малая группа, групповая);
• ведущей цели (образовательная, коррекционная);
• количества времени пребывания на учебных предметах и внеурочной
деятельности (в общеобразовательном классе);
• ответственного педагога: учитель автономного класса, тьютор, учитель
общеобразовательного класса, педагог-психолог, учитель-логопед и др.
2.7.1. Рекомендации по составлению индивидуального графика,
обучающегося готовят педагоги, реализующие организационнообразовательную модель «Автономный класс».
2.7.2. Индивидуальный график обучающегося утверждается приказом
директора образовательной организации.
2.7.3. Индивидуальный график обучающегося пересматривается не реже
одного раза в месяц в пунктах:
• увеличение или уменьшение времени пребывания на учебных
предметах и внеурочной деятельности в автономном или
общеобразовательном классах;

• изменение формы проведения учебных предметов и внеурочной
деятельности;
• изменение ведущей цели посещения учебным предметов;
• смена ответственного педагога.
2.7.4. Рекомендации
по
изменению
индивидуального
графика,
обучающегося готовят педагоги, реализующие организационнообразовательную модель «Автономный класс» и выносятся для
утверждения
на
психолого-педагогический
консилиум
образовательной организации.
2.8. Учебные и коррекционно-развивающие занятия в рамках
Автономного класса могут быть организованы в индивидуальной,
малой группе и групповой формах. Предпочтение, по возможности,
групповой форме.
2.9. Организация обучения обучающихся в рамках реализации
организационно-образовательной модели «Автономный класс»
строится на основе применений вариативных технологий/технологий
прикладного анализа поведения.
2.10. В рамках реализации организационно- образовательной модели
«Автономный класс» по необходимости организуется тьюторское
сопровождение обучающихся.
2.10.1. Тьюторское сопровождение, предоставляемое образовательной
организацией, определяется рекомендациями РПМПК и/или
рекомендациями
психолого-педагогического
консилиума
образовательной организации.
2.10.2. Психолого-педагогический
консилиум
образовательной
организации определяет режим тьюторского сопровождения –
индивидуальное, в малой группе, групповое.
2.10.3. Основанием
для
определения
режима
тьюторского
сопровождения являются:
• особенности поведения обучающихся автономного класса;
• способность обучающихся автономного класса участвовать во
фронтальных формах работы;
• специфика организации образовательной и социальной инклюзии
обучающихся автономного класса.
2.11. В условиях реализации организационно-образовательной модели
«Автономный класс» в обязательном порядке предусматриваются
мероприятия, направленные на инклюзию обучающихся.
2.11.1. Образовательная инклюзия достигается за счет посещения
обучающимися,
зачисленными
в
Автономный
класс,

общеобразовательного класса в соответствии с индивидуальным
графиком.
2.11.2. Обучение обучающегося Автономного класса может проходить в
общеобразовательном классе и занимать до 50% общего времени
обучения.
2.11.3. Обучающимся по АООП вариант 8.2, посещающих более 50% от
общего
учебного
времени
общеобразовательный
класс,
рекомендуется перевод на организационно-образовательную модель
«Ресурсный класс» («Ресурсная зона») или в общеобразовательный
класс с организацией сопровождения специалистами психологопедагогической службы образовательной организации.
2.11.4. Социальная инклюзия в организационно-образовательной модели
«Автономный класс» может быть реализована, в том числе, за счет
организации внеурочной деятельности в автономном классе с
участием сверстников.
III.

Требования к кадровому обеспечению деятельности автономного
класса
3.1. В
реализации
организационно-образовательной
модели
«Автономный класс» принимают участие следующие специалисты:
• Учитель-дефектолог (учитель автономного класса);
• Педагог-психолог;
• Тьютор;
• Учитель-логопед.
3.2. Специалисты,
реализующие
организационно-образовательную
модель «Автономный класс», могут входить в службу психологопедагогического сопровождения образовательной организации.
3.3. Должность учителя автономного класса может занимать специалист,
имеющий высшее профессиональное образование в области
дефектологии или учитель начальных классов с соответствующей
переподготовкой.
3.4. Должность педагога-психолога может занимать специалист,
имеющий высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки
«Педагогика и психология».
3.5. Должность тьютора может занимать специалист, имеющий высшее
профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее
2 лет.

3.6.

3.7.

В
реализации
организационно
образовательной
модели
«Автономный класс», в том числе принимают участие и педагоги
дополнительного образования, чьи занятия посещают обучающиеся
Автономного класса.
Педагоги, чьи уроки посещают обучающиеся автономного класса,
принимают участие в создании и корректировке ИОМ АК, адаптации
учебного и оценочного материала, формировании учебных,
коммуникативных, социальных навыков, коррекции дезадаптивного
поведения в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом обучающегося и рекомендациям педагогов службы
психолого-педагогического
сопровождения,
в
создании
инклюзивной культуры в образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».