АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24» ПРИНЯТО на заседании педагогического совета (протокол от 08.11.2022 г. N 3) УТВЕРЖДЕНО директором МБОУ «Школа № 24» Сущевской П.Ю. (приказ от 08.11.2022 г. N 373-О) ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ Владелец Сущевская Полина Юрьевна Директор МБОУ «Школа №24» Действителен до 24.08.2024 ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) г. Нижний Новгород 2022 1. Общие положения 1.2. Настоящее Положение о Специальной индивидуальной программе развития (далее СИПР) обучающихся с ОВЗ, умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 24» (далее - Школа) разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» № 181 –ФЗ от 24 ноября 1995г. (с изменениями от 22.08.2004г. №и122-ФЗ); - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26. 1.3. СИПР разрабатывается на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся. 1.4. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения СИПР, определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения. 1.5. Цель разработки СИПР – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ, умеренной и тяжелой умственной отсталостью для обретения обучающимися таких жизненно важных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. 1.6. Временной период реализации СИПР составляет один учебный год. 1.7. В разработке СИПР принимают участие все специалисты, работающие с обучающимися, и его родители. 1.8. Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС. 1.9. Настоящее Положение принимается решением Педагогического совета МБОУ «Школа №24». 1.10. Действие Положения вступает в силу с момента принятия. 1.11.Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются на его заседании решением Педагогического совета. 2. Структура Специальной индивидуальной программы развития 2.1. Структура СИПР включает: 1). Титульный лист; 2). Общие сведения о ребенке; 3). Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка; 4). Индивидуальный учебный план. 5). Содержание образования в условиях организации и семьи; 6). Условия реализации потребности в уходе и присмотре; 7). Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР. 8). Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; 9). Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; 10). Средства мониторинга и оценки динамики; 11). Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях. 3. Требования к разделам Специальной индивидуальной программы развития. 3.1. Титульный лист должен содержать: - наименование программы; - срок реализации СИПР; - адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс/ступень); - согласование программы с родителями обучающегося; - год разработки СИПР. В правом верхнем углу ставится гриф утверждения директора МБОУ «Школа №24», в левом верхнем углу – гриф принятия на педагогическом совете. 3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся и его родителях. 3.3. Характеристика обучающегося составляется на основе психологопедагогического обследования ребенка, проводимого специалистами МБОУ «Школа №24» с целью оценки актуального состояния развития обучающегося. Характеристика должна отражать: 1). Бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка; 2). Заключение ПМПК; 3). Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; 4). Особенности проявления образовательных процессов; 5). Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций; 6). Характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей); 7). Сформированнлость социально значимых знаний, умений, навыков: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметнопрактическая деятельность, интеллектуальные умения и знания; 8). Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая; 9). Выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, у условий надомного обучения. 3.4. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующую актуальному развитию ребенка, и устанавливает объем нагрузки на обучающегося. Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Недельная нагрузка обеспечивает чередование учебной и внеурочной деятельности. 3.5. Содержание образования включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из: - программ формирования базовых учебных действий; - программ учебных предметов, коррекционных занятий; - программ нравственного развития; - программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; - программ внеурочной деятельности. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год. 3.6. Условия реализации потребности в присмотре и уходе. Необходимым условием реализации СИПР для большинства обучающихся является организация ухода (кормление или помощь в приеме пищи, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Уход предполагает выполнение следующей деятельности: - уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела и др.); - сопровождение ребенка в туалете; - высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; - раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; - контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); Придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положения тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки и др.). Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре для обучающихся в случаях: - агрессии (в отношении людей и /или предметов), самоагрессии; - полевого поведения; - проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (выход за пределы помещения и др.); - эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению. Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре. 3.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке СИПР: учитель-дефектолог, инструктор по адаптивной физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор и др. 3.8. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося (перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи. 3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. 3.10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. 3.10.1. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. 3.10.2. В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий /операций, внесенных в СИПР. 3.10.3. Оценивание уровня сформированности представлений, действий/операций осуществляется по критериям: - «выполняет действие самостоятельно»; - «выполняет действие по инструкции» (вербальной/невербальной); - «выполняет действие по образцу»; - «выполняет действие с частичной физической помощью»; - «действие не выполняет». Представление: - «узнает объект»; - «не всегда узнает объект» (ситуативно; - «не узнает объект». 3.10.4. Итоговые результаты образование за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. 3.10.5. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. 4. Порядок согласования и утверждения Специальной индивидуальной программы развития. 4.1. СИПР разрабатывается рабочей группой в составе учителя-дефектолога, инструктора по АФК, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, тьютора и др. 4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР назначается учительдефектолог. 4.3. В обязанности ответственного входят: - объединение усилий специалистов по разработке СИПР; - оформление СИПР; - согласование СИПР с родителями обучающихся; - представление на обсуждение на педагогическом совете; - внесение корректив в содержание СИПР и другие функции. 4.4. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР родителю следует поставить подпись. 4.5. СИПР обучающегося обязательно утверждается приказом директора. При этом на титульном листе ставится соответствующий гриф об утверждении программы. 4.6. СИПР обсуждается и принимается на педагогическом совете. 4.7. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами ПМПК в ее содержание могут вносится коррективы. 4.8. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР обучающегося на ППК МБОУ «Школа №24».