ПОЛОЖЕНИЕ О СИПР

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
(протокол от 08.11.2022 г. N 3)

УТВЕРЖДЕНО
директором
МБОУ «Школа № 24»
Сущевской П.Ю.
(приказ от 08.11.2022 г. N 373-О)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ
Владелец Сущевская Полина Юрьевна
Директор МБОУ «Школа №24»
Действителен до 24.08.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации
Специальной индивидуальной
программы развития (СИПР)

г. Нижний Новгород
2022

1. Общие положения
1.2. Настоящее Положение о Специальной индивидуальной программе
развития (далее СИПР) обучающихся с ОВЗ, умеренной и тяжелой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (далее – Положение)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №
24» (далее - Школа) разработано в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» №
181 –ФЗ от 24 ноября 1995г. (с изменениями от 22.08.2004г. №и122-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10
июля 2015 года № 26.
1.3. СИПР разрабатывается на основе Примерной адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4)
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с
учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
обучающихся.
1.4. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения
СИПР, определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.
1.5. Цель разработки СИПР – создание условий для планирования,
организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с
ОВЗ, умеренной и тяжелой умственной отсталостью для обретения

обучающимися таких жизненно важных компетенций, которые позволяют
ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества
на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения
жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
него пределах.
1.6. Временной период реализации СИПР составляет один учебный год.
1.7. В разработке СИПР принимают участие все специалисты,
работающие с обучающимися, и его родители.
1.8. Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося единая,
соответствует требованиям ФГОС.
1.9. Настоящее Положение принимается решением Педагогического
совета МБОУ «Школа №24».
1.10. Действие Положения вступает в силу с момента принятия.
1.11.Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся
Педагогическим советом и утверждаются на его заседании решением
Педагогического совета.
2. Структура Специальной индивидуальной программы развития
2.1. Структура СИПР включает:
1). Титульный лист;
2). Общие сведения о ребенке;
3). Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на
момент составления программы и определяющую приоритетные направления
воспитания и обучения ребенка;
4). Индивидуальный учебный план.
5). Содержание образования в условиях организации и семьи;
6). Условия реализации потребности в уходе и присмотре;
7). Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации
СИПР.

8). Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества
организации и семьи обучающегося;
9). Перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов;
10). Средства мониторинга и оценки динамики;
11). Программа может иметь приложение, включающее задания и
рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях.
3. Требования к разделам Специальной индивидуальной
программы развития.
3.1. Титульный лист должен содержать:
- наименование программы;
- срок реализации СИПР;
- адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс/ступень);
- согласование программы с родителями обучающегося;
- год разработки СИПР.
В правом верхнем углу ставится гриф утверждения директора МБОУ
«Школа №24», в левом верхнем углу – гриф принятия на педагогическом
совете.
3.2. Общие сведения содержат персональные данные об
обучающемся и его родителях.
3.3. Характеристика обучающегося составляется на основе психологопедагогического обследования ребенка, проводимого специалистами МБОУ
«Школа №24» с целью оценки актуального состояния развития
обучающегося.
Характеристика должна отражать:
1). Бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к
образованию ребенка;
2). Заключение ПМПК;
3). Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;

4). Особенности проявления образовательных процессов;
5). Состояние сформированности устной речи и речемыслительных
операций;
6). Характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности
ребенка (со слов родителей);
7). Сформированнлость социально значимых знаний, умений, навыков:
коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметнопрактическая деятельность, интеллектуальные умения и знания;
8). Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со
стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9). Выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные
области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и
воспитания в образовательной организации, у условий надомного обучения.
3.4. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные
предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность,
соответствующую актуальному развитию ребенка, и устанавливает объем
нагрузки на обучающегося.
Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может
варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных
возможностей и особенностей развития обучающихся. Недельная нагрузка
обеспечивает чередование учебной и внеурочной деятельности.
3.5. Содержание образования включает конкретные задачи по
формированию представлений, действий/операций по каждой из:
- программ формирования базовых учебных действий;
- программ учебных предметов, коррекционных занятий;
- программ нравственного развития;
- программ формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся;
- программ внеурочной деятельности.

Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых)
результатов обучения и воспитания ребенка на год.
3.6. Условия реализации потребности в присмотре и уходе.
Необходимым условием реализации СИПР для большинства
обучающихся является организация ухода (кормление или помощь в приеме
пищи, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и
присмотра.
Уход предполагает выполнение следующей деятельности:
- уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена
подгузника, мытье рук, лица, тела и др.);
- сопровождение ребенка в туалете;
- высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;
- раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в
раздевании и одевании ребенка;
- контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);
Придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных
состояний), смена положения тела в течение учебного дня, в том числе с
использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки и др.).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся,
сохранности материальных ценностей.
Необходимость в присмотре для обучающихся в случаях:
- агрессии (в отношении людей и /или предметов), самоагрессии;
- полевого поведения;
- проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых
норм и правил поведения (выход за пределы помещения и др.);
- эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические,
неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы
не по назначению.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и
выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и
потребностью в присмотре.
3.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке СИПР:
учитель-дефектолог, инструктор по адаптивной физической культуре,
учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор и др.
3.8. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося
(перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества
организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на
повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие
мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами,
отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения
родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления
психологических проблем семьи.
3.9. Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных
средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
3.10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
3.10.1. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного
раза в полугодие.
3.10.2. В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень
сформированности представлений, действий /операций, внесенных в СИПР.
3.10.3. Оценивание уровня сформированности представлений,
действий/операций осуществляется по критериям:
- «выполняет действие самостоятельно»;
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной/невербальной);
- «выполняет действие по образцу»;
- «выполняет действие с частичной физической помощью»;
- «действие не выполняет».
Представление:
- «узнает объект»;

- «не всегда узнает объект» (ситуативно;
- «не узнает объект».
3.10.4. Итоговые результаты образование за оцениваемый период
оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.
3.10.5. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на
следующий учебный период.
4. Порядок согласования и утверждения Специальной индивидуальной
программы развития.
4.1. СИПР разрабатывается рабочей группой в составе учителя-дефектолога,
инструктора по АФК, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального
педагога, тьютора и др.
4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР назначается учительдефектолог.
4.3. В обязанности ответственного входят:
- объединение усилий специалистов по разработке СИПР;
- оформление СИПР;
- согласование СИПР с родителями обучающихся;
- представление на обсуждение на педагогическом совете;
- внесение корректив в содержание СИПР и другие функции.
4.4. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями
(законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием
СИПР родителю следует поставить подпись.
4.5. СИПР обучающегося обязательно утверждается приказом директора.
При этом на титульном листе ставится соответствующий гриф об
утверждении программы.
4.6. СИПР обсуждается и принимается на педагогическом совете.
4.7. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по
согласованию со специалистами ПМПК в ее содержание могут вносится
коррективы.

4.8. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение
успешности реализации СИПР обучающегося на ППК МБОУ «Школа №24».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».