Приложение 19
к ООП СОО, утвержденной приказом
МБОУ «Школа № 24»
от 31.08.2023 № 347-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» на уровне среднего
общего образования разработана на основе ФГОС СОО.
Актуальность данной Программы обусловлена образовательной потребностью
решить ряд вопросов, связанных с требованием ФГОС СОО обязательного
включения индивидуального проекта как особой формы организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект) в учебный план
образовательной организации на уровне среднего общего образования, и
выполнение всеми обучающимися индивидуального проекта.
Целью Программы является создание условий для формирования у
обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации
результатов индивидуального проекта (исследования), направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Содержательная составляющая Программы направлена на формирование и
развитие навыков проектной деятельности, формирование активной жизненной
позиции, развитие умений решать разноформатные задачи, самостоятельно
мыслить, соблюдать нормы культуры и этики.
Тематически содержание подобрано таким образом, чтобы дать представление
о самых необходимых аспектах, связанных с деятельностью исследования и
проектирования в соответствии с существующими культурными нормами.
Программа учитывает, что в средней школе проектная и исследовательская
деятельность становится одной из ведущих в образовательном процессе и в
процессе организации жизнедеятельности старшеклассников. Реализация
Программы позволит учащимся детально изучить специфику проектной
деятельности, сценирование мыслительно-коммуникативных событий, перенести
теоретические представления о проекте в практическую работу – в реализацию
индивидуального проекта, предусмотренного требованиями ФГОС СОО.
Содержание Программы позволяет обеспечить реальное включение в
образовательный процесс различных структурных компонентов личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного и т. д.) в
их единстве, что создает условия для гармонизации развития учащихся.
Структура Программы представлена модулями, посвященными более общему
содержанию и видам деятельности. Модули, в свою очередь, состоят из разделов,
раскрывающих более конкретно аспекты общего вопроса. Каждый раздел построен
на освоении нескольких ключевых понятий.
Модульная структура даёт возможность вариативного использования
Программы.
Программа построена с учетом современных требований педагогики и
психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
Методологической основой разработки Программы является системнодеятельностный подход, который предполагает:
3
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей
развития детей 15-18 лет и ориентируется на личность как цель, субъект и результат
образовательной деятельности, на создание условий для саморазвития творческого
потенциала личности, на широкое использование знаний и умений, полученных на
других уроках, формирование навыков XXI века, гибких компетенций.
Общая характеристика учебного курса
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности:
познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной.
Учебный материал объединён в девять модулей, которые состоят из разделов,
посвящённых значимым элементам проектной деятельности. Программа курса
является, по сути, метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий,
способов действия, стоящих над предметными способами работы ученика.
К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация
и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценическое
оформление мыслительно-коммуникативного события.
Цели и задачи учебного курса
Целями учебного курса являются:
формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и
общественной презентации результатов индивидуального проекта (исследования),
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы;
организация выполнение учащимися индивидуального проекта (исследования).
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
реализовать требования ФГОС СОО к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования; сформировать
личностное отношение к социокультурным проблемам и ответственность за их
решение;
4
сформировать у обучающихся систему значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностную и гражданскую позицию в деятельности, ценностных ориентаций,
готовности руководствоваться ими в своей деятельности;
сформировать у обучающихся системные представления и обеспечить опыт
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
обеспечить самостоятельное использование обучающимися приобретённых
компетенций в различных видах деятельности за пределами образовательной
организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах;
повысить эффективность освоения обучающимися основных образовательных
программ за счёт интегративного характера курса.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация Программы рассчитана на 34 учебных часа. Индивидуальный
проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведенного учебным планом.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года по
выбранной теме в рамках нескольких изучаемых предметов, курсов в любой
избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, иной и должен быть представлен ими в виде
завершённого учебного исследования или проекта (информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Освоение курса обеспечит формирование у выпускников личностных,
метапредметных и предметных компетенций, которые будут продемонстрированы
при защите индивидуального проекта (исследования).
Личностные результаты:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
5
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты
Выпускники смогут:
самостоятельно определять цели проектной (исследовательской) деятельности
и составлять её план; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать свою деятельность;
формулировать гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научной, учитывать их при постановке собственных
целей;
оценивать ресурсы, в том числе нематериальные (например, время),
необходимые для достижения поставленной цели;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в разных
ситуациях;
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
урегулировать конфликты;
ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию из различных источников;
овладеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением норм информационной безопасности;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях человеческой деятельности;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности проекта или
исследования на каждом этапе его реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
6
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (влияние на жизнь
людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения полученных результатов;
публично излагать результаты своей проектной работы;
овладеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности учащиеся
получат представление:
о методологических основах научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной работе;
о таких понятиях, как «концепция», «метод», «модель», «метод сбора» и
«метод анализа данных»;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательской областях;
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и др.).
Выпускники научатся:
использовать понятия «проблема», «позиция», «проект», «проектирование»,
«исследование», «конструирование», «планирование», «технология», «ресурс
проекта», «риски проекта», «гипотеза», «предмет исследования» и «объект
исследования», «метод исследования», экспертное знание для разработки и
реализации индивидуального проекта (исследования);
применять навыки проектной деятельности, приобретённые знания и способы
действий для решения различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов,
результаты
применения
новейших
технологий
энергосбережения
и
ресурсосбережения;
выполнять учебный проект, связанный с безопасностью окружающей среды,
здоровьем и экологическим просвещением людей и т.д.
Выпускники получат возможность научиться:
использовать знание принципов проектной деятельности, этапов и жизненного
цикла проекта при решении своих учебно-познавательных задач и задач,
возникающих в культурной и социальной жизни;
7
определять разумные потребности при использовании продуктов питания и
товаров как отдельными людьми, так и сообществами;
анализировать влияние глобализации на развитие природы и общества;
выявлять причины локальных, региональных и глобальных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса концентрируется на деятельности проектирования и
исследования, направленной на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы, в том числе экологического характера, но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности.
Тематически курс даёт представление о необходимых аспектах, связанных с
деятельностью исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами, обеспечивает перенос теоретических представлений о
проекте в практическую область.
Формирование компетенции для коммуникации, рефлексии, развитие
мыслительных способностей также предусмотрено содержанием курса, для чего
подобраны соответствующие дидактические единицы содержания и выстроена
логика курса.
Курс состоит из нескольких модулей, каждый из которых является
необходимым элементом в общей структуре. Логика чередования модулей
позволяет обучающимся изучить часть теоретического материала самостоятельно.
Кроме того, некоторые модули специально предназначены для совместной работы в
общем коммуникативном пространстве класса или рабочей группы для обсуждения
своих замыслов, идей. И третий тип модулей предполагает собственную поисковую,
проектную, конструкторскую и иные типы деятельностей в относительно свободном
режиме.
Двигаясь от одного модуля к другому, обучающийся имеет возможность
выдвинуть свою идею, проработать её, предъявить одноклассникам и другим
заинтересованным людям, получить конструктивную критику и выйти на защиту
своей работы.
Модульная структура курса даёт возможность его вариативного использования.
В зависимости от предыдущего опыта исследований и выполнения проектных работ
могут
разрабатываться
индивидуальные
образовательные
траектории
старшеклассников.
Организация освоения курса не исключается формат проектных сессий,
проводимых методом погружения в предмет несколько раз в год. В этом случае
учитель сам определяет содержание под задачи сессии, пользуясь основным
материалом разделов и дополнительными источниками информации. Количество
часов для самостоятельной работы над проектом и исследованием можно также
варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные на предыдущих
этапах обучения, а именно поиск, анализ и оценка необходимой информации.
8
МОДУЛЬ 1. Культура исследования и проектирования
Модуль знакомит учащихся с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, анализом реализованных
проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно,
но интересно. Раздел знакомит с основными понятиями, которые используются при
проектировании: проект, замысел, идея, а также понятиями, применяемыми в
конкретных ситуациях.
Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий,
выдающийся вперёд». В этом понятии заложен важный смысл проектной
деятельности – добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то своё,
уникальное, задающее новое направление, вектор развития. Проекты различаются
по масштабу, направлениям и сферам внедрения. Они бывают технологические и
технические, социальные и экономические, организационные, смешанные,
волонтёрские.
Раздел 1.2. Какие бывают проекты. Раздел описывает место проекта;
рассматривает технологические, социальные, экономические, волонтёрские,
организационные и смешанные проекты, а также комплексные экологические
проекты. Раздел объясняет сущность национальных проектов в Российской
Федерации. На основе предложенного материала учащимся предлагается выполнить
самостоятельную аналитическую работу (индивидуально и в группах).
Раздел 1.3. Проектная идеи как образ будущего. Раздел знакомит учащихся с
процессом проектирования и его отличием от других профессиональных занятий;
рассматривает подход к выдвижению проектов разных типов и уровней сложности.
Проектирование заключается в том, чтобы на основании имеющихся данных
представить существующий в воображении объект и выстроить последовательность
действий, которые позволят достичь нужного результата. При этом, с одной
стороны, ещё нет уверенности, что имеются необходимые средства для достижения
результата. С другой стороны, в процессе проектирования возможна трансформация
исходной задачи. Проектная работа – это обычно работа в команде, когда
способности и ресурсы разных людей направлены на достижение общей цели.
Основная задача при проектировании чего-либо – понять, что вы хотите получить,
т.е. определить образ желаемого будущего.
Раздел 1.4. Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина.
Раздел рассматривает пример масштабного проекта от первоначальной идеи до
полной реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование как типы
деятельности. Раздел посвящён разбору понятий: проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование,
техническое
проектирование.
В
нём
рассматриваются
этапы
процесса
конструирования,
различия
между
конструированием и проектированием. Проектно-конструкторская деятельность
9
подразумевает тесную связь двух типов деятельности: проектирования и
конструирования. Это основные инструменты, с помощью которых человек может
изменять искусственную среду. В основе проектирования лежат процессы, которые
обеспечиваются наличием разных позиций. В основе конструирования – создание
структуры, которая обеспечивает выполнение заданной функции.
Раздел 1.6. Социальное проектирование: как сделать лучше среду, в
которой мы живём. Раздел рассматривает социальное проектирование как способ
улучшить социальную сферу и закрепить определённые ценности в обществе;
описывает социальные проекты, имеющие экологическую составляющую.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Раздел знакомит учащихся
с видами волонтёрских проектов: социокультурными, информационноконсультативными, экологическими; рассматривает деятельность волонтёрских
организаций. Волонтёрские проекты – это проекты, которые всегда находят
положительный отклик в обществе. Их реализуют люди, чувствующие личную
ответственность за происходящее и готовые бескорыстно прийти на помощь.
Раздел 1.8. Анализируем проекты сверстников: социальный проект. Раздел
посвящён обсуждению социальных проектов, разработанных и реализованных
школьниками.
Раздел 1.9. Анализируем проекты сверстников: возможности ITтехнологий для междисциплинарных проектов. Раздел рассматривает примеры
школьных проектов, выполненных с использованием различных программных
средств и оборудования для решения практических задач в разных сферах
человеческой деятельности.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Раздел посвящён изучению основных элементов и понятий: исследование, цель,
задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
МОДУЛЬ 2. Самоопределение: какую проблему решаем
Модуль посвящён самостоятельной работе обучающихся с ключевыми
элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Раздел
разбирает приоритетные направления научно-технологического и социальноэкономического развития, анализирует возможности реализации конкретных
программ.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что хотим изменить своим
проектом. Раздел предлагает учащимся потренироваться в создании образа
будущего.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам: препятствие или
побуждение к действию? Раздел предлагает учащимся определить проблемную
область жизнедеятельности человека для дальнейшего выбора точки приложения
своих сил.
10
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел знакомит
учащихся с различными, в том числе международными, конкурсами проектных и
исследовательских работ, проектными движениями школьников.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы
проекта или исследования. Раздел посвящён самоопределению старшеклассников
относительно той или иной проблемы, прорисовке образа желаемого будущего.
МОДУЛЬ 3. Замысел и ресурсы проекта
Модуль посвящён элементам проекта, которые конкретизируют его общий
замысел.
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении
проектирования. Раздел посвящён разбору понятий «проблема» и «позиция»;
рассматривает этапы постановки проблемы, а также конкретные позиции учёного,
конструктора, эколога, управленца, финансиста и инвестора в её решении.
Выдвижение проекта принято связывать с решением некоторой проблемы.
Проблема (от греч. problema — задача) — противоречивая ситуация,
характеризующаяся наличием противоположных позиций и нехваткой средств для
достижения поставленной цели. При решении проблемы необходимо учитывать её
разные аспекты: технический, экономический, экологический, исторический,
географический, социокультурный и др.
Раздел 3.2. Формулирование цели проекта. Раздел знакомит учащихся с
понятиями «цель», «идеальное представление», «личное отношение», разбирает два
примера постановки школьниками цели проекта. Формулирование цели — важное
звено начального этапа работы над проектом. Под целью проекта понимается
идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель всегда
связана с образом будущего, и этот образ определяет дальнейшие действия
человека.
Раздел 3.3. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов
проекта. Раздел предлагает старшеклассникам выполнить самостоятельную работу
по постановке цели и задач своего проекта или исследования, определению его
ожидаемых результатов.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел посвящён разбору
акции как одному из способов реализации социального проекта. Акция (от лат. actio
– действие) означает действие, выступление. Тем не менее акции имеют признаки
проектной деятельности. Большое социальное значение имеют историкокультурные, образовательные, экологические и иные акции, адресованные
непосредственно человеку.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел на примерах объясняет такие
важнейшие понятия, как «ресурс» и «бюджет» проекта, рассматривает технические,
трудовые, информационные и административные ресурсы проекта. Ресурс – это то,
что можно использовать, тратить, т. е. запас или источник чего- либо. Чтобы понять,
есть ли в наличии необходимые для реализации проекта ресурсы, требуется
11
составить бюджет проекта, т. е. определить виды требуемых ресурсов, их объём и
источники.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации. Раздел посвящён методам
поиска недостающей информации при разработке проекта, её обработке и анализу.
МОДУЛЬ 4. Условия реализации проекта
Модуль посвящён анализу условий реализации проекта и знакомству с
инструментами его реализации.
Раздел 4.1. Планирование действий – шаг за шагом по пути к реализации
проекта. Раздел посвящён освоению понятий «планирование», «прогнозирование»,
«спонсор», «инвестор», «благотворитель» проекта. Прогнозирование – предвидение
того, что может произойти в будущем. К методам прогнозирования относятся:
экстраполяция, экспертные заключения, моделирование. Планирование –
обоснованное распределение во времени ресурсов для получения намеченного
результата. Планирование – важнейшая составляющая проектной деятельности, от
качества планирования во многом зависит успех или неудача проекта. План
позволяет определить все необходимые ресурсы в денежном эквиваленте.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Раздел посвящён освоению
понятий «кредитование», «бизнес-план», «венчурные фонды и компании»,
«бизнесангелы», «долговые и долевые ценные бумаги», «дивиденды», «фондовый
рынок», «краудфандинг».
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать
уникальный вклад каждого участника. Раздел рассматривает понятие «проектная
команда», основные особенности работы команды над проектом, роли и функции
участников проекта; предлагает анализ целей некоторых экологических движений.
Проектная команда – группа, коллектив людей, разделяющих цели проекта и
готовых по мере своих сил и возможностей работать с замыслом, с поиском
информации, предлагать свои варианты действия в сложных, тупиковых ситуациях
и т. д. Для проектной команды важно, чтобы в неё входили люди с разными
личностными качествами и компетенциями.
Раздел 4.4. Модели управления проектами. Раздел рассматривает способы
управления проектами (контрольная точка, ленточная диаграмма, дорожная карта).
Контрольная точка – сроки начала и окончания каждого вида работ. Диаграмма, или
карта, Ганта – ленточная диаграмма, которая представляет собой шкалу
выполняемых работ и шкалу времени. Дорожная карта – развёрнутый во времени
план развития какой-либо сферы деятельности или технологии.
МОДУЛЬ 5. Трудности реализации проекта
Модуль посвящён основным трудностям, которые возникают в ходе
реализации проекта.
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Раздел посвящён
разбору понятий «жизненный цикл продукта», «жизненный цикл проекта»,
12
«эксплуатация», «утилизация». Жизненный цикл изделия (жизненный цикл
продукции) включает ряд этапов, начиная с появления потребности в продукте и
заканчивая его ликвидацией вследствие исчерпания потребительских свойств.
Основные этапы жизненного цикла изделия – это проектирование, производство,
эксплуатация и утилизация. Этапы жизненного цикла проекта: выдвижение идеи –
проработка замысла – реализация – рефлексия – переосмысление замысла.
Раздел 5.2. Риски проекта. Раздел рассматривает факторы риска, возможные
риски проекта, способы предупреждения рисков. Факторы риска (внутренние и
внешние) могут оказать негативное влияние на проект, поэтому их необходимо
учитывать в самом начале его выполнения. Внутренние факторы риска связаны с
противоречиями самого проекта. Один из важнейших внутренних факторов
школьных проектов связан с постановкой, а точнее подменой цели. Внешние
факторы риска – возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и
последствий в ходе реализации проекта, например, закрытие границ и т. п.
Раздел 5.3. Практическое занятие. Раздел рассматривает вариативность
способов реализации проектов.
Раздел 5.4. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников. Раздел
посвящён анализу ситуации, созданию образа желаемого будущего, оригинальности
идеи проекта, бизнес-плану, рассмотрению рисков проекта и маркетинговых рисков.
МОДУЛЬ 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ Модуль посвящён предварительной защите проектов и
подготавливает старшеклассников к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.1. Позиция эксперта. Раздел объясняет роль и позицию эксперта на
предварительной защите, рассматривает разные подходы к проблематике проектов,
ноу-хау, важность плодотворной работы с экспертом.
Раздел 6.2. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Раздел
рассматривает критерии анализа и оценивания промежуточных и итоговых
результатов проекта или исследования.
МОДУЛЬ 7. Презентация и защита проекта
Модуль посвящён подготовке выступления и способам предъявления работы
(чертежи, схемы, видео, мультимедиа, рабочая модель, макет и т. д.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Основное содержание
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1
Что такое проект и Понятие «проект». Происхождение
почему
реализация понятия. Цели проектов. Проекты,
проекта
—
это оказавшие влияние на жизнь
сложно, но интересно. большей
части
человечества.
Отечественные и зарубежные
масштабные проекты.
К-во
часов
9
1
Деятельность учителяпредметника с учетом
программы воспитания
Организовывать работу
обучающихся
с
социально
значимой
информацией:
обсуждать,
высказывать мнение.
13
№
п/п
2
3
4
5
6
Тема
Основное содержание
К-во
часов
бывают Технологические,
социальные,
экономические,
волонтёрские,
организационные проекты.
Проектная идея как Конечный
результат
проекта.
образ будущего
Логика работы проектировщика.
Отличие
проектирования
от
занятий искусством, математикой
и
других
профессиональных
занятий. Реальное и воображаемое
в проектировании.
1
Проекты,
которые
изменили
страну:
проект
П.
А.
Столыпина
Понятие
о
сторонниках
и
противниках
проекта.
Необходимость
аргументации
собственной
позиции
при
проектировании.
Сопоставление
аргументов разных сторон. Полная
реализация проекта
Техническое
Понятие
«техносфера».
проектирование
и Искусственная среда. Проектноконструирование как конструкторская
деятельность.
типы деятельности
Конструирование и конструкции.
Этапы процесса конструирования.
Анализ и синтез вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
1
Социальное
проектирование: как
сделать лучше среду, в
которой мы живём
1
Какие
проекты.
Отличие
проекта
от
дела.
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Отношения, ценности и нормы в
социальном проекте.
1
1
Деятельность учителяпредметника с учетом
программы воспитания
Поддерживать
готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина
и
реализации его прав,
представлением
о
математических
основах
функционирования
различных
структур,
явлений,
процедур
гражданского общества
Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований
учителя
14
№
п/п
Тема
Основное содержание
К-во
часов
7
Волонтёрские проекты Личная
ответственность
за
и сообщества
происходящее.
Деятельность
волонтёрских
объединений.
Организация
«Добровольцы
России»
1
8
Анализируем проекты
сверстников:
социальный проект
Анализируем проекты
сверстников:
возможности
ITтехнологий
для
междисциплинарных
проектов
Проблема. Цель проекта. Задачи
проекта. План реализации проекта.
Результаты проекта
Математическое моделирование,
компьютерное
моделирование,
программное обеспечение.
1
Модуль 2. Самоопределение: какую проблему решаем
10 Проекты
и Приоритетные
направления
технологии: выбираем развития: транспорт, связь, новые
сферы деятельности
материалы, здоровое питание,
агробиотехнологии, «умные дома
и умные города» и др.
4
1
11
1
9
Создаём
элементы Позитивный образ будущего для
образа будущего: что себя и других.
мы хотим изменить
своим проектом
1
Деятельность учителяпредметника с учетом
программы воспитания
Формировать
готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина
и
реализации его прав,
представлением
о
математических
основах
функционирования
различных
структур,
явлений,
процедур
гражданского общества
Формировать
готовность
к
обсуждению этических
проблем, связанных с
практическим
применением
достижений науки
Строить
готовность
применять знания в
интересах
своего
здоровья,
ведения
здорового
образа
жизни
(здоровое
питание,
сбалансированный
режим
занятий
и
отдыха,
регулярная
физическая
активность)
15
№
п/п
Тема
Основное содержание
12
К-во
часов
Формируем
Проблемы практические, научные,
отношение
к мировоззренческие.
Проблемы
проблемам:
глобальные,
национальные,
препятствие
или региональные,
локальные.
побуждение
к Комплексные проблемы.
действию?
13 Первичное
Варианты
самоопределения
самоопределение.
относительно проблемы.
Обоснование
актуальности
темы
для
проекта
или
исследования
Модуль 3. Замысел и ресурсы проекта
14 Понятие «проблема» и Проблемная
ситуация.
Этапы
«позиция»
при постановки
проблемы.
осуществлении
Позиционное
рассмотрение
проектирования
проблемной ситуации.
1
15
Цели и ценности проекта. Личное
отношение к ситуации.
Перевод проблемы и цели в
задачи. Определение ожидаемых
результатов.
1
Роль
акции
в Понятие и сущность акции.
реализации проектов
Отличие акции от проекта. Роль
акции в реализации проекта
Модуль 4. Условия реализации проекта
18 Планирование
Понятие «планирование». Понятие
действий – шаг за «прогнозирование».
Основная
шагом по пути к функция
планирования.
реализации проекта
Инструменты
планирования.
Контрольные точки планируемых
работ
1
16
17
Формулирование цели
проекта
Целеполагание
и
постановка
задач.
Прогнозирование
результатов проекта
Деятельность учителяпредметника с учетом
программы воспитания
Формулировать идеи,
понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в
том
числе
ранее
неизвестных.
1
4
1
1
4
1
Инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,
выработке
своего и отношения по
поводу получаемой на
уроке
социально
значимой информации
Направлять
на
активное участие в
решении практических
задач,
осознанием
важности образования
на протяжении всей
жизни для успешной
профессиональной
деятельности
Побуждать к развитию
необходимых умений,
осознанным выбором и
построением
индивидуальной
траектории
16
№
п/п
19
20
Тема
Источники
финансирования
проекта
Основное содержание
Понятие
«бюджет
проекта».
Собственные
средства.
Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные фонды. Кредитование
Работа с разными позициями.
Противники проекта. Сторонники
проекта.
Команда
проекта.
Функции участников проекта.
Сотрудничество
с
местной
администрацией
Сторонники и команда
проекта:
как
эффективно
использовать
уникальный
вклад
каждого
участника
проекта
21 Модели
управления Ленточная
диаграмма
(карта
проектами
Ганта). Дорожная карта
Контрольная точка.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
22 Переход от замысла к Жизненный
цикл
проекта.
реализации проекта
Жизненный
цикл
продукта.
Переосмысление
замысла.
Эксплуатация.
Утилизация.
Несовпадение
замысла
и
реализации
23 Риски проекта
Факторы риска. Возможные риски
проекта. Способы предупреждения
рисков
24 Практическое занятие Многоаспектность проблемы. Цель
проекта.
Задачи
проекта.
Вариативность
способов
реализации
проекта.
План
реализации проекта. Результаты
проекта
25 Практическое занятие. Средства реализации проекта.
Сравнение проектных Вариативность
средств.
замыслов
Использование
прорывных
технологий и фундаментальных
знаний. Анализ разных проектов
по решению одной проблемы
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ
26 Позиция эксперта
Экспертная позиция. Экспертное
мнение и суждение. Разные
подходы к проблематике проектов.
Запрос на ноу-хау и иные вопросы
эксперту
К-во
часов
1
1
Деятельность учителяпредметника с учетом
программы воспитания
образования
и
жизненных планов с
учётом
личных
интересов
и
общественных
потребностей
1
4
1
1
1
Строить
готовность
применять знания в
интересах
своего
здоровья,
ведения
здорового
образа
жизни
(здоровое
питание,
сбалансированный
режим
занятий
и
отдыха,
регулярная
физическая
активность)
1
4
1
Поддерживать
готовность
выполнению
обязанностей
гражданина
к
и
17
№
п/п
Тема
27
Основное содержание
Критерии анализа и Соответствие проделанной работы
оценивания проектной критериям
оценивания
работы
промежуточных
и
итоговых
результатов
проекта
или
исследования
28 Оцениваем проекты Описание
ситуации
для
сверстников: проект постановки проблемы и задач.
инженерного профиля. Преимущество
проектируемого
инструмента. Анализ ограничений
существующих аналогов. Цель
проекта. Дорожная карта проекта
гражданского общества
29 Оценка
начального Масштаб
постановки
цели.
этапа исследования
Методики
исследования.
Ход
исследования. Обзор научной
литературы.
Достоверность
выводов
Модуль 7. Презентация и защита проекта
30- Презентация и защита Требования и ограничения для
34 индивидуального
выступления и защиты
проекта
ИТОГО
К-во
часов
1
1
Деятельность учителяпредметника с учетом
программы воспитания
реализации его прав,
представлением
о
математических
основах
функционирования
различных
структур,
явлений, процедур
1
5
5
34
Организовывать работу
обучающихся
с
социально
значимой
информацией:
обсуждать,
высказывать мнение
18
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие
личности. 2002. № 2.
2. Андреева Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов
// Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования.
— М.: МАРО, 1996.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. — М.:
Мир, 1981.
5. Ендогур А. И. Конструкция самолётов. Конструирование агрегатов планера.
Учеб. для высших учебных заведений. — М.: МАИ-ПРИНТ, 2012.
6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалёв, А. В.
Захарова. — М.: Владос, 2014.
7. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс. Начальная школа / [Сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк]. — Волгоград:
Учитель, 2011.
8. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Учеб.
пособие для высших учебных заведений. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
9. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа
школьников: 5—11 кл. / Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
10. Леонтович А. В., Смирнов И. А., Саввичев А. С. Проектная мастерская:
5—9 кл. М.: Просвещение, 2019.
11. Луков В. А. Социальное проектирование. Учеб. пособие для высших
учебных заведений. — 3-е изд. М.: Изд-во Московская гуманитарно-социальная
академия Флинта, 2003.
12. Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В., Майсак М. В.
Индивидуальный проект. 10–11 классы. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. М.: Просвещение, 2020.
13. Ришар Ж.-Ф. На переломе. Двадцать глобальных проблем — двадцать лет
на их решение. — М.: Ладомир, 2006.
14. Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и
Государственном совете 1906—1911. Нам нужна великая Россия... М.: Молодая
Гвардия, 1986.
15. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача». Учеб. пособие для педагогов.
М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский
институт, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ) (https://dobro.ru/)
19
2. Фонд содействия инновациям (вовлечение школьников в инновационную
деятельность) (http://shustrik.org/perechen-konkursov-dlya-vovlecheniya-shkolnikov-vinnovacionnuyu-deyatelnost)
3. Волонтёрский
педагогический
отряд
(http://www.ruy.ru/organization/activities)
4. Всероссийский
конкурс
научно-технологических
проектов
(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about)
5. Науколандия — статьи по естественным наукам (https://scienceland.info/)
6. Методология научного исследования (https://ppt-online.org/79695).
7. Сайт
организации
«Добровольцы
России»
(https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9. Школьные проекты (http://naslednik.ru)