АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»
ул. Ген. Ивлиева, 32,корп. 4. г. Нижний Новгород, 603122
тел./факс (831) 468-07-12
e-mail: s24_nn@mail.52gov.ru
Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Школа №24»
От 28.08.2024 протокол № 2
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Школа № 24»
П.Ю. Сущевской
От 30.08.2024 г. № 301-О
Положение о разработке адаптированной
образовательной программы
в МБОУ «Школа №24»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о разработке адаптированной образовательной
программы в МБОУ Школа №24» (далее – Положение) регламентирует
деятельность работников МБОУ Школа №24» (далее – образовательная
организация) в части разработки адаптированной образовательной
программы (далее – АОП) и определяет ее структуру, содержание, порядок
разработки.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,
утвержденным
приказом
Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки от
19.12.2014 № 1599;
• Федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,
утвержденной
приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022;
• Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023;
• Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025;
• Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026;
• Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373;
• Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
• СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
1.3. АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ) с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Образовательная организация разрабатывает АОП самостоятельно
для конкретного обучающегося или для группы обучающихся, которые
имеют сходные рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК), с учетом рекомендаций психологопедагогического консилиума образовательной организации (далее – ППк).
Шаблон примерной АОП размещен в приложении 1 к настоящему
Положению.
2. Порядок разработки АОП
2.1. АОП разрабатывает рабочая группа, которую приказом создает
руководитель образовательной организации.
2.2. В рабочую группу входят работники образовательной организации,
работники других специализированных организаций в зависимости от
конкретных рекомендаций ПМПК по обучению ребенка с ОВЗ и ресурсов
образовательной организации. Обязательным участником рабочей группы
является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе вправе
привлекать к разработке АОП членов ППк.
2.4. При разработке АОП рабочая группа основывается на:
рекомендациях ПМПК для обучающегося или нескольких
обучающихся, для которых разрабатывают АОП;
коллегиальном заключении и рекомендациях ППк для обучающегося,
для которого разрабатывают АОП;
федеральных основных общеобразовательных программах;
федеральных адаптированных образовательных программах;
федеральных адаптированных основных общеобразовательных
программах;
индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида –
при наличии такой программы в случае разработки АОП для обучающихся
с инвалидностью.
2.5. Проект АОП согласовывается педагогическим советом
образовательной организации или ППк в зависимости от загруженности
членов ППк. Решение о том, кто будет согласовывать проект АОП,
принимает заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.6. АОП утверждается руководителем образовательной организации в
составе основной общеобразовательной программы, адаптированной
основной общеобразовательной программы соответствующего уровня
образования
или
в
составе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Структура АОП
3.1. Структура АОП:
• Титульный лист;
• Общие сведения об обучающимся
• Заключения и рекомендации ППк
• Создание специальных условий
• Освоение предметных областей
• Особенности формирования УУД
• Коррекционная работа
• Внеурочная деятельность
• Работа с родителями (законными представителями)
• Анализ достижений планируемых результатов (на конец
учебного года)
3.2. Содержание каждого из разделов зависит от уровня образования,
которое осваивает обучающийся с ОВЗ, рекомендаций ПМПК,
соответствующих
ФГОС
общего
образования,
федеральных
адаптированных основных общеобразовательных программ для
соответствующей нозологии и определяется рабочей группой
самостоятельно.
3.3. Титульный лист АОП должен содержать:
• информацию об образовательной организации, о том, когда и кем
согласована и утверждена;
• полное наименование АОП с указанием категории детей, для
которых она разработана;
• год составления АОП.
4. Изменения и дополнения АОП
4.1. АОП изменяют и дополняют по рекомендациям педагогического
совета образовательной организации и (или) ППк.
4.2. Решение об изменении или дополнении АОП принимает
заместитель директора по учебно-воспитательной работе и для этого
создает рабочую группу.
4.3. Состав рабочей группы по внесению изменений и дополнений в
АОП регулируется разделом 2 Положения.
4.4. АОП в новой редакции после внесения изменений и дополнений
утверждается, как указано в пункте 2.6 Положения.
5. Делопроизводство
5.1. После утверждения АОП размещается на сайте образовательной
организации в соответствии с Требованиями к структуре официального
сайта
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления
информации, утвержденными приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 №
831.
5.2. Если в АОП содержатся персональные данные обучающегося с
ОВЗ, для которого разработали АОП, то АОП публикуется на сайте без
таких персональных данных.
5.3. Бумажная версия АОП хранится в методическом кабинете
образовательной организации в течении всего срока ее реализации.
5.4. Если в АОП содержатся персональные данные обучающегося с
ОВЗ, для которого разработали АОП, то бумажная версия АОП
корректируется в части персональных данных. Персональные данные
заменяются на шифр, а его расшифровка-соответствие указывается в
журнале, который хранится в запирающемся шкафу у заместителя
директора по учебно-воспитательной работе.
5.5. AОП в последней редакции хранится в образовательной
организации в течение 5 лет с момента окончания ее реализации.
Приложение 1
Шаблон адаптированной образовательной программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №24»
Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Школа №24»
От _____протокол №_____
Рассмотрено на заседании ППк
От __________ протокол №____
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Школа № 24»
П.Ю. Сущевской
От _______ г. № ______
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НОО ОВЗ ________________
Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель):
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ:
Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель):
Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель):
Дата составления АОП:
Основная программа класса/УМК
Модель/форма обучения
Срок реализации АООП
Срок реализации АОП
Наличие инвалидности (ИПРА)
Рекомендованная программа АООП _______Направления коррекционной работы:
Педагог-психолог:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
УМК «Школа России»
Ресурсный класс/автономный класс/общеобразовательный класс
_____ лет
сентябрь 2024 – май 2025
Да/нет
2. ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ППк
1. Основные особенности обучающегося (на основе комплексного психологопедагогического обследования)
Особенности
обработки сенсорной
информации
Характер
деятельности
Особенности речи
Особенности
моторного развития
и графических
навыков
2. Особенности формирования УУД
Личностные УУД
Эмоциональная
отзывчивость
Восприятие оценки
учителя и
одноклассников
Мотивация к
учебной
деятельности
Соблюдение норм и
правил поведения
Регулятивные УУД
Умение
организовывать
учебное
пространство
Умение
организовывать
собственную
деятельность
Оценивание
правильности
выполнения
действий в
соответствии с
поставленной
задачей
Самостоятельность
Овладение
начальными
навыками адаптации
к изменениям
Умение
ориентироваться в
пространстве класса
(школы)
Перенос
(генерализация)
знаний, умений и
навыков
Умение принимать
учебную задачу
Умение
сохранять
учебную задачу
Способность
добиваться
результата
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Навыки
сотрудничества
со
сверстниками
и
взрослыми
Использование
коммуникативных
средств
Умение вести диалог
Умение
задавать
вопросы
Трудности формирования учебных навыков по учебным предметам
Русский язык
Математика
Литературное чтение
3. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Направления коррекционной
Специалисты
Форма занятий
работы
• Реализация коррекционного
курса
«Музыкально- Фронтальные;
Учитель-логопед
ритмические занятия»
Групповые;
Индивидуальные.
• Коррекция
звукопроизношения;
Продолжительность и
частота
3 раза в неделю по 30
мин
•
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Тьютор
Расширение
словарного
запаса;
• Работа над фразовой речью:
удлинение фразы до 3-4 слов.
Работа над пониманием и
употреблением
предлогов и
глаголов.
• Реализация
программы
коррекционного
курса
«Формирование
коммуникативного
поведения».
• Развитие коммуникативной
инициативы со
сверстниками;
• Развитие навыков
взаимодействия в игровой
деятельности со
сверстниками;
• Анализ и коррекция
проявлений нежелательного
поведения.
• Реализация
программы
коррекционного
курса
«______».
• Восполнение
дефицитов
освоения
учебной
программы.
• Развитие навыка обращаться
с просьбой и отвечать на
вопросы.
• Расширять
общую
осведомленность,
представление о себе и
социальной
действительности.
• Реализация поведенческого
плана;
• Формирование
самостоятельности
и
независимости;
• Генерализация учебных и
коммуникативных навыков в
разных средах и условиях
школы.
Создание специальных
условий обучения
Временной режим
Организация пространства
школы/класса
Организация рабочего места
Вспомогательные средства
Технические средства обучения
Индивидуальные;
Групповые.
3 раза в неделю по 30
мин
Фронтальные;
Групповые;
Индивидуальные
3 раза в неделю по 30
мин
Фронтальные;
Групповые;
Индивидуальные
В учебное время
Условия, необходимые для данного ребенка
•
•
•
•
•
Предмет
4. ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Оценка динамики достижения
Индивидуальные планируемые
образовательных результатов
результаты на период
стартовая
промежуточная
финишная
0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная
динамика; 3 балла – значительная динамика.
УУД
5. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Оценка динамики
стартовая
промежуточная
финишная
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Соблюдение норм и правил поведения
3. Самостоятельность (степень участия
взрослого)
4. Овладение
начальными
навыками
адаптации к изменениям
5. Умение ориентироваться в пространстве
класса, школы
6. Умение
организовать
учебную
деятельность
7. Умение принимать учебную задачу
8. Умение сохранять учебную задачу
9. Способность добиваться результата
10. Оценивание правильности выполнения
действий в соответствии с задачей
11. Восприятие
оценки
учителя
и
одноклассников (отметка/ похвала /
порицание)
12. Перенос (генерализация) знаний, умений и
навыков
13. Навыки сотрудничества со сверстниками и
взрослыми
14. Использование коммуникативных средств
15. Умение вести диалог
16. Умение задавать вопросы
17. Эмоциональная
отзывчивость,
сопереживание
18. Умение
организовать
собственную
деятельность
0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная
динамика; 3 балла – значительная динамика.
Направления
деятельности
1.Коррекция
нежелательного
5. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Индивидуальные
Результатив
планируемые результаты
Исполнители
ность
на период
(декабрь)
педагог-психолог,
учитель,
Результати
вность
(май)
поведения
2.Формирование
социально-бытовых
навыков
В классе:
В столовой:
учительдефектолог,
учитель
3.Формирование
коммуникативных
навыков
педагог-психолог,
учитель-логопед
4.Формирование и
развитие устной речи
учитель-логопед
5. Формирование
учебных навыков
(метапредметных
компетенций)
учитель
0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная
динамика; 3 балла – значительная динамика.
Направления работы
Гражданскопатриотическое воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Ценности научного
познания
6. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Индивидуальные планируемые результаты
Формы работы
на период
Формирование знаний о Родине. Воспитание Разговоры о важном
любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России.
Воспитание ценности каждой человеческой Разговоры о важном,
жизни.
Просмотр тематических
фильмов, мультфильмов,
Формирование понятий: доброжелательность, чтение литературы
сопереживание, готовность оказывать помощь,
уважение старших и ценности этих качеств.
Формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
Формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия.
Развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья,
Организация физкультминуток.
Формирование уважения к труду, интереса к
профессиям.
Экскурсии,
презентаций.
просмотр
Физкультминутки
на
переменах и в середине
урока.
Тематические
игры,
праздники, экскурсии.
Проявляющий любовь и бережное отношение к Просмотр презентаций.
природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Расширение кругозора, интерес к новой
информации.
Просмотр
викторины.
презентаций,
7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ/ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
Направления работы
Планируемые результаты на
Формы работы
периодичность
период
Участие в составлении и Родители заполнили опрос, Анкетирование, опрос
2-3 раза в год
реализации АОП
ознакомлены
с
АОП, родителей, ознакомление с
принимают участи в его документом, беседа.
реализации.
Информирование о
Родители знают расписание Беседы, информирование,
3 раза в год
проводимой урочной и
ребенка, как подготовить его к родительские собрания.
внеурочной работе
каким-либо изменениям в
расписании, каникулам и т.д.
Повышение
Родители
знают Собрания / семинары
3 раза в год
родительской
образовательные потребности
компетентности
ребенка, что помогает ему
эффективно
обучаться.
Используют знания о способах
формирования навыков в быту.
Поддерживают
сформированные навыки в
домашней
среде,
способствуют
их
генерализации.
Обсуждение
Организация встреч, бесед по Беседа
По запросу
образовательного
запросу
маршрута
Дата составление АОП:
Ознакомлен родитель (законный представитель)_______________
Учитель________________
Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
______________________________________________________
______________________________________________________
8. Анализ достижений планируемых результатов (на конец
учебного года)