Положение об АОП.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24»
ул. Ген. Ивлиева, 32,корп. 4. г. Нижний Новгород, 603122
тел./факс (831) 468-07-12
e-mail: s24_nn@mail.52gov.ru

Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Школа №24»
От 28.08.2024 протокол № 2

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Школа № 24»
П.Ю. Сущевской
От 30.08.2024 г. № 301-О

Положение о разработке адаптированной
образовательной программы
в МБОУ «Школа №24»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о разработке адаптированной образовательной
программы в МБОУ Школа №24» (далее – Положение) регламентирует
деятельность работников МБОУ Школа №24» (далее – образовательная
организация) в части разработки адаптированной образовательной
программы (далее – АОП) и определяет ее структуру, содержание, порядок
разработки.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,
утвержденным
приказом
Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки от
19.12.2014 № 1599;
• Федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,
утвержденной
приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022;
• Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023;
• Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025;
• Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026;
• Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373;
• Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
• СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
1.3. АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ) с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Образовательная организация разрабатывает АОП самостоятельно
для конкретного обучающегося или для группы обучающихся, которые
имеют сходные рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК), с учетом рекомендаций психологопедагогического консилиума образовательной организации (далее – ППк).
Шаблон примерной АОП размещен в приложении 1 к настоящему
Положению.
2. Порядок разработки АОП
2.1. АОП разрабатывает рабочая группа, которую приказом создает
руководитель образовательной организации.

2.2. В рабочую группу входят работники образовательной организации,
работники других специализированных организаций в зависимости от
конкретных рекомендаций ПМПК по обучению ребенка с ОВЗ и ресурсов
образовательной организации. Обязательным участником рабочей группы
является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе вправе
привлекать к разработке АОП членов ППк.
2.4. При разработке АОП рабочая группа основывается на:
рекомендациях ПМПК для обучающегося или нескольких
обучающихся, для которых разрабатывают АОП;
коллегиальном заключении и рекомендациях ППк для обучающегося,
для которого разрабатывают АОП;
федеральных основных общеобразовательных программах;
федеральных адаптированных образовательных программах;
федеральных адаптированных основных общеобразовательных
программах;
индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида –
при наличии такой программы в случае разработки АОП для обучающихся
с инвалидностью.
2.5. Проект АОП согласовывается педагогическим советом
образовательной организации или ППк в зависимости от загруженности
членов ППк. Решение о том, кто будет согласовывать проект АОП,
принимает заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.6. АОП утверждается руководителем образовательной организации в
составе основной общеобразовательной программы, адаптированной
основной общеобразовательной программы соответствующего уровня
образования
или
в
составе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Структура АОП
3.1. Структура АОП:
• Титульный лист;
• Общие сведения об обучающимся
• Заключения и рекомендации ППк
• Создание специальных условий
• Освоение предметных областей
• Особенности формирования УУД
• Коррекционная работа
• Внеурочная деятельность
• Работа с родителями (законными представителями)
• Анализ достижений планируемых результатов (на конец
учебного года)
3.2. Содержание каждого из разделов зависит от уровня образования,
которое осваивает обучающийся с ОВЗ, рекомендаций ПМПК,

соответствующих
ФГОС
общего
образования,
федеральных
адаптированных основных общеобразовательных программ для
соответствующей нозологии и определяется рабочей группой
самостоятельно.
3.3. Титульный лист АОП должен содержать:
• информацию об образовательной организации, о том, когда и кем
согласована и утверждена;
• полное наименование АОП с указанием категории детей, для
которых она разработана;
• год составления АОП.
4. Изменения и дополнения АОП
4.1. АОП изменяют и дополняют по рекомендациям педагогического
совета образовательной организации и (или) ППк.
4.2. Решение об изменении или дополнении АОП принимает
заместитель директора по учебно-воспитательной работе и для этого
создает рабочую группу.
4.3. Состав рабочей группы по внесению изменений и дополнений в
АОП регулируется разделом 2 Положения.
4.4. АОП в новой редакции после внесения изменений и дополнений
утверждается, как указано в пункте 2.6 Положения.
5. Делопроизводство
5.1. После утверждения АОП размещается на сайте образовательной
организации в соответствии с Требованиями к структуре официального
сайта
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления
информации, утвержденными приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 №
831.
5.2. Если в АОП содержатся персональные данные обучающегося с
ОВЗ, для которого разработали АОП, то АОП публикуется на сайте без
таких персональных данных.
5.3. Бумажная версия АОП хранится в методическом кабинете
образовательной организации в течении всего срока ее реализации.
5.4. Если в АОП содержатся персональные данные обучающегося с
ОВЗ, для которого разработали АОП, то бумажная версия АОП
корректируется в части персональных данных. Персональные данные
заменяются на шифр, а его расшифровка-соответствие указывается в
журнале, который хранится в запирающемся шкафу у заместителя
директора по учебно-воспитательной работе.
5.5. AОП в последней редакции хранится в образовательной
организации в течение 5 лет с момента окончания ее реализации.

Приложение 1
Шаблон адаптированной образовательной программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №24»

Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Школа №24»
От _____протокол №_____

Рассмотрено на заседании ППк
От __________ протокол №____

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Школа № 24»
П.Ю. Сущевской
От _______ г. № ______

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НОО ОВЗ ________________

Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель):

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ:

Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель):
Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель):
Дата составления АОП:

Основная программа класса/УМК
Модель/форма обучения
Срок реализации АООП
Срок реализации АОП
Наличие инвалидности (ИПРА)

Рекомендованная программа АООП _______Направления коррекционной работы:
Педагог-психолог:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
УМК «Школа России»
Ресурсный класс/автономный класс/общеобразовательный класс
_____ лет
сентябрь 2024 – май 2025
Да/нет

2. ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ППк
1. Основные особенности обучающегося (на основе комплексного психологопедагогического обследования)
Особенности
обработки сенсорной
информации
Характер
деятельности
Особенности речи
Особенности
моторного развития
и графических
навыков
2. Особенности формирования УУД
Личностные УУД
Эмоциональная
отзывчивость
Восприятие оценки
учителя и
одноклассников
Мотивация к
учебной
деятельности
Соблюдение норм и
правил поведения
Регулятивные УУД
Умение
организовывать
учебное
пространство
Умение
организовывать
собственную
деятельность
Оценивание

правильности
выполнения
действий в
соответствии с
поставленной
задачей
Самостоятельность
Овладение
начальными
навыками адаптации
к изменениям
Умение
ориентироваться в
пространстве класса
(школы)
Перенос
(генерализация)
знаний, умений и
навыков
Умение принимать
учебную задачу
Умение
сохранять
учебную задачу
Способность
добиваться
результата

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Навыки
сотрудничества
со
сверстниками
и
взрослыми
Использование
коммуникативных
средств
Умение вести диалог
Умение
задавать
вопросы
Трудности формирования учебных навыков по учебным предметам
Русский язык
Математика
Литературное чтение
3. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Направления коррекционной
Специалисты
Форма занятий
работы
• Реализация коррекционного
курса
«Музыкально- Фронтальные;
Учитель-логопед
ритмические занятия»
Групповые;
Индивидуальные.
• Коррекция
звукопроизношения;

Продолжительность и
частота
3 раза в неделю по 30
мин

•

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Тьютор

Расширение
словарного
запаса;
• Работа над фразовой речью:
удлинение фразы до 3-4 слов.
Работа над пониманием и
употреблением
предлогов и
глаголов.
• Реализация
программы
коррекционного
курса
«Формирование
коммуникативного
поведения».
• Развитие коммуникативной
инициативы со
сверстниками;
• Развитие навыков
взаимодействия в игровой
деятельности со
сверстниками;
• Анализ и коррекция
проявлений нежелательного
поведения.
• Реализация
программы
коррекционного
курса
«______».
• Восполнение
дефицитов
освоения
учебной
программы.
• Развитие навыка обращаться
с просьбой и отвечать на
вопросы.
• Расширять
общую
осведомленность,
представление о себе и
социальной
действительности.
• Реализация поведенческого
плана;
• Формирование
самостоятельности
и
независимости;
• Генерализация учебных и
коммуникативных навыков в
разных средах и условиях
школы.

Создание специальных
условий обучения
Временной режим
Организация пространства
школы/класса
Организация рабочего места
Вспомогательные средства
Технические средства обучения

Индивидуальные;
Групповые.

3 раза в неделю по 30
мин

Фронтальные;
Групповые;
Индивидуальные

3 раза в неделю по 30
мин

Фронтальные;
Групповые;
Индивидуальные

В учебное время

Условия, необходимые для данного ребенка

•
•
•
•
•

Предмет

4. ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Оценка динамики достижения
Индивидуальные планируемые
образовательных результатов
результаты на период
стартовая
промежуточная
финишная

0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная
динамика; 3 балла – значительная динамика.
УУД

5. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Оценка динамики
стартовая

промежуточная

финишная

1. Мотивация к учебной деятельности
2. Соблюдение норм и правил поведения
3. Самостоятельность (степень участия
взрослого)
4. Овладение
начальными
навыками
адаптации к изменениям
5. Умение ориентироваться в пространстве
класса, школы
6. Умение
организовать
учебную
деятельность
7. Умение принимать учебную задачу
8. Умение сохранять учебную задачу
9. Способность добиваться результата
10. Оценивание правильности выполнения
действий в соответствии с задачей
11. Восприятие
оценки
учителя
и
одноклассников (отметка/ похвала /
порицание)
12. Перенос (генерализация) знаний, умений и
навыков
13. Навыки сотрудничества со сверстниками и
взрослыми
14. Использование коммуникативных средств
15. Умение вести диалог
16. Умение задавать вопросы
17. Эмоциональная
отзывчивость,
сопереживание
18. Умение
организовать
собственную
деятельность
0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная
динамика; 3 балла – значительная динамика.

Направления
деятельности
1.Коррекция
нежелательного

5. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Индивидуальные
Результатив
планируемые результаты
Исполнители
ность
на период
(декабрь)
педагог-психолог,
учитель,

Результати
вность
(май)

поведения
2.Формирование
социально-бытовых
навыков

В классе:
В столовой:

учительдефектолог,
учитель

3.Формирование
коммуникативных
навыков

педагог-психолог,
учитель-логопед

4.Формирование и
развитие устной речи

учитель-логопед

5. Формирование
учебных навыков
(метапредметных
компетенций)

учитель

0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная
динамика; 3 балла – значительная динамика.

Направления работы
Гражданскопатриотическое воспитание
Духовно-нравственное
воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание

Трудовое воспитание
Экологическое воспитание

Ценности научного
познания

6. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Индивидуальные планируемые результаты
Формы работы
на период
Формирование знаний о Родине. Воспитание Разговоры о важном
любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России.
Воспитание ценности каждой человеческой Разговоры о важном,
жизни.
Просмотр тематических
фильмов, мультфильмов,
Формирование понятий: доброжелательность, чтение литературы
сопереживание, готовность оказывать помощь,
уважение старших и ценности этих качеств.
Формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
Формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия.
Развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья,
Организация физкультминуток.
Формирование уважения к труду, интереса к
профессиям.

Экскурсии,
презентаций.

просмотр

Физкультминутки
на
переменах и в середине
урока.
Тематические
игры,
праздники, экскурсии.

Проявляющий любовь и бережное отношение к Просмотр презентаций.
природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Расширение кругозора, интерес к новой
информации.

Просмотр
викторины.

презентаций,

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ/ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
Направления работы
Планируемые результаты на
Формы работы
периодичность
период
Участие в составлении и Родители заполнили опрос, Анкетирование, опрос
2-3 раза в год
реализации АОП
ознакомлены
с
АОП, родителей, ознакомление с
принимают участи в его документом, беседа.
реализации.
Информирование о
Родители знают расписание Беседы, информирование,
3 раза в год
проводимой урочной и
ребенка, как подготовить его к родительские собрания.
внеурочной работе
каким-либо изменениям в
расписании, каникулам и т.д.
Повышение
Родители
знают Собрания / семинары
3 раза в год
родительской
образовательные потребности
компетентности
ребенка, что помогает ему
эффективно
обучаться.
Используют знания о способах
формирования навыков в быту.
Поддерживают
сформированные навыки в
домашней
среде,
способствуют
их
генерализации.
Обсуждение
Организация встреч, бесед по Беседа
По запросу
образовательного
запросу
маршрута

Дата составление АОП:
Ознакомлен родитель (законный представитель)_______________
Учитель________________
Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
______________________________________________________
______________________________________________________
8. Анализ достижений планируемых результатов (на конец
учебного года)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».