Приложение 14
к ООП НОО, утверждено приказом
МБОУ «Школа № 24»
от 29.08.2024 № 295-О
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Диалоги с Маленьким принцем»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок обучения: 1 год
Нижний Новгород
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «духовно – нравственного»
направления «Диалоги с Маленьким принцем» составлена для 1 класса на основе
программы адаптации детей к школьной жизни «Введение в школьную жизнь»
Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой и методических рекомендаций по адаптации
детей к школе «Первые дни в школе» С.Гин. Рабочая программа является составной
частью основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования. Программа направлена на формирование
социального, личностного развития младших школьников, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность,
развитие
творческих
способностей,
саморазвитие
и
самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья
обучающихся.
Актуальность программы
Программа позволяет решать основные вопросы развития младшего школьника,
связанные с:
✔ изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с
переходом к учебной деятельности при сохранении значимости игровой,
имеющей
общественный
содержанию;
✔ с
освоением
новой
характер
социальной
и
являющейся
позиции,
социальной
расширением
по
сферы
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в
общении, познании, социальном признании и самовыражении;
✔ с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся
в
формировании
внутренней
позиции
школьника,
определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
✔ с формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им
в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её
контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном
процессе;
✔ с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
✔ с моральным развитием, которое существенным образом связано с
характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.
Программа учитывает также характерные для младшего школьного возраста:
✔ центральные психологические новообразования, формируемые на данной
ступени
образования:
словесно-логическое
мышление,
произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение
действовать
во
внутреннем
плане,
знаково-символическое
мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и
отношений объектов;
✔ развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой
выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения.
Цели курса:
1.Осознание ребенком себя как личности;
2.Формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной
дезадаптации, содействие осознанию позиции школьника.
Задачи:
1. Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку,
снизить уровень школьной тревожности;
2. Формировать устойчивую учебную мотивацию;
3. Способствовать формированию дружеских отношений в классе;
4. Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Особенности и ценностные ориентиры содержания программы
Одним из результатов освоение курса является осмысление и интериоризация
(присвоение) учащимися системы ценностей.
• Ценность школьной жизни – осознание себя как члена школы.
• Осознание постулатов нравственной жизни.
• Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
• Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
• Толерантность – отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению,
поведению, мировоззрению другого человека, уважение к многообразию иных
культур.
• Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду.
Особенностью предлагаемого курса является введение школьных правил через
разрешение проблемных ситуаций, в процессе чего происходит осознание их
целесообразности и необходимости, согласование внешних требований с
внутренним индивидуальным опытом ребёнка, т. е. норматив не навязывается
сверху, а является естественным разрешением сложившегося положения. Более
того, в создании этого норматива ученики принимают самое активное участие.
Кроме внеурочной деятельности курс направлен на знакомство детей с учителем
и друг с другом в ходе проведения различных дидактических упражнений и
сюжетно-ролевых игр. Организации классного коллектива будут способствовать
игры и упражнения, позволяющие не только вырабатывать совместные решения,
но и учиться терпимо относиться к чужому мнению, находить конструктивные
выходы из спорных ситуаций. Большое значение в содержании занятий придаётся
необходимости
развития
произвольного
внимания
предусмотрены различные задания. Подвижные игры
доверию, сплочению классного коллектива.
учащихся,
для
чего
учат сотрудничеству,
Формированию рефлексивных умений и навыков содействует анализ выполнения
заданий и подведение итогов в конце урока.
Наглядность обратной связи обеспечивается за счёт использования сигнальных
карточек под названием «светофор» – картонных полосок с одной стороны
красного, а с другой зелёного цвета. «Светофоры» могут быть сделаны и из другого
материала, могут иметь другую форму; главное, чтобы они были удобны в работе
и по размеру могли помещаться в пенале.
Для проведения уроков по программе необходима игрушка «Маленький принц»,
знакомство с которой произойдёт на первом уроке. На каждом уроке Маленький
принц является помощником учителя. Часть заданий можно давать от его имени,
с его помощью проводить обобщения ответов учащихся. Если ребята затрудняются
ответить на вопрос, можно дать вариант ответа от имени Маленького Принца.
Кроме того, на уроках понадобится мячик средних размеров, с помощью которого
можно быстро и динамично проводить опрос.
Учебники и учебные пособия, используемые для реализации курса
Для работы ученикам нужен альбом «Диалоги с Маленьким принцем», шариковая
ручка, набор цветных карандашей. После уроков альбомы остаются в классе, чтобы
учитель мог их просматривать и делать соответствующие выводы.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Диалоги с Маленьким
принцем», — 33 ч (один час в неделю): 1 класс — 33 ч.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
«Диалоги с Маленьким принцем»
В
младшем
школьном
возрасте
многие
психические
и
личностные
новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап
их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями
ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он
живёт.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
● внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе,
ориентации
действительности;
на
содержательные
моменты
школьной
● способность к самооценке на основе дифференцированных критериев;
● основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как члена семьи,
ученика данного класса, ученика «Школы диалога»;
● ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
● понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
● внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению;
● положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли ученика;
● компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
● эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
● овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми;
● извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста;
● определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
● учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
● строить осваивать начальные формы познавательной и личностной
рефлексии;
● речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
● Использовать знаково-символические средства представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
● Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
● распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
учителя;
● учиться исследовать свои качества и свои особенности;
● учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
● учиться наблюдать;
● моделировать ситуацию с помощью учителя;
● использовать
речевые
коммуникационных
средства
технологий
и
средства
(далее
коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
–
информационных
ИКТ)
для
и
решения
● учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
● учиться работать в паре и в группе;
● выполнять различные роли;
● слушать и понимать речь других ребят;
● осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в
соответствии с этой позицией.
Предметные результаты освоения программы
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
Знать:
- осознавать себя с позиции школьников;
- знать правила поведения в школе;
- знать правила работы на уроке во время парной, групповой, фронтальной работе;
- различать эмоции человека, эмоциональные состояния; понимать свое настроение
и настроение других людей;
- знать правила вежливости;
- знать причины конфликтов и правила выхода из конфликтной ситуации;
-называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, знать профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
-знать о школьных традициях и праздниках;
-знать обязанности дежурного по классу.
Уметь:
- уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению
cверстников; адекватно вести себя в различных школьных ситуациях;
- самостоятельно организовывать рабочее место;
- соблюдать правила поведения в школе: на уроке, в актовом зале, столовой,
туалете, гардеробе, библиотеке;
-соблюдать школьный распорядок;
- выполнять правила работы на уроке;
-описывать эмоциональные состояния;
- использовать вежливые слова;
- уметь применять правила выхода из конфликтной ситуации, дружески относиться
к одноклассникам.
- рассказывать о себе, своей семье, о семейных традициях, о профессиях родителей;
- называть школьные традиции и праздники;
- выполнять обязанности дежурного по классу.
Содержание учебного предмета «Диалоги с Маленьким принцем»
1 класс (33 часа)
Блок 1. «Первые дни в школе» (10 часов)
Цель данного блока: знакомство с основными школьными правилами; привитие
навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; обучение элементарным
приемам обратной связи.
Виды деятельности: проблемно – ценностное общение, игра.
Здравствуй, школа! Знакомство с правилом «Хочешь говорить – подними руку».
Формы устного ответа (индивидуальные и хоровые). Учимся выражать эмоции.
Учимся работать в паре. Школьные правила вежливости. Экскурсия по школе 1
Правила поведения в гардеробе, столовой, библиотеке. Средства обратной связи
на уроке. Противоречие: люблю – не люблю. Учимся выражать свои мысли.
Выходы из спорной ситуации. Школьные принадлежности. Какая бывает оценка.
Блок 2. «Я-Ты-Мы» (23 часа)
Цель данного блока: осознание себя как личности; восприятие «ДРУГОГО»,
формирование понятия «МЫ» – класс, разработка правил класса, формирование
правовой грамотности, умения работать со словарём.
Виды деятельности: проблемно – ценностное общение, игра.
Кто я? Как я выгляжу. Расскажу о себе. Мое поведение. Чем я богат. Немного о том,
как устроен человек. Мое настроение. Мои чувства. Я вспоминаю. Другой человек.
Ты - это я. Настроение другого человека. Моя мама. Наша семья. Наш класс. Мы
договариваемся.
Темы проектов:
●
Проект «Мы – нижегородцы».
●
Праздник «Посвящение в первоклассники».
●
Проект «Моя семья».
Оценка результатов освоения программы курса
Текущая оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления
уровня психологической адаптации первоклассников к школе, уровня овладения
организационными
умениями
и
навыками,
навыками
индивидуальной
и
коллективной работы. На каждом занятия педагогу необходимо использовать
технологию наблюдения, быть внимательным к прогрессу каждого ребёнка, его
изменениям и достижениям. В конце года проводится промежуточная аттестация
в форме «Защиты индивидуального проекта», в ходе которой первоклассники
представляют свои заполненные альбомы «Диалоги с Маленьким принцем».
Критерии аттестации: «аттестован» - альбом заполнен более, чем на 25%
«не аттестован» - альбом заполнен менее, чем на 25%
1 класс (33 часа)
№
Тематическое планирование
Тема, раздел курса Программное
содержание
Методы
организации
и
Характеристика
формы
обучения.
деятельности обучающихся.
Блок 1. «Первые дни в школе» (10 часов)
1
«Здравствуй,
школа!»
«Здравствуй, школа!»
А.Усачёв
Знакомство детей Знакомство
с
учителем
между собой.
и учителем
Отвечают на вопрос «Чему
«Главное». самому главному учит тебя
и
детей
с твоя
мама?»
Обсуждают,
между зачем надо учиться в школе.
собой. В. Драгунский Выполняют рисунок, чему
«Ничего
изменить они
нельзя»
хотят
школе.
научиться
Знакомятся
в
с
правилом «Хочешь говорить
– подними руку»
Слушают
и
обсуждают
рассказ В. Драгунского.
2
Формы
ответа.
устного Формы устного ответа. Знакомятся
Ю.Тувим
«Про
Обратная связь на Трулялянского».
уроке.
«Светофор».
3
Эмоции.
Обратная
уроке.
карточек
связь
Введение Учатся
– «светофором».
Знакомятся
Парная
работы.
пользоваться
с
правилами
«Писать закончил», «Работа
закончил», выполнена».
«Работа выполнена»
4
окончен». Учатся хоровому
на ответу и ответу цепочкой.
Эмоции.
«Писать
правилами
пана «Готов к уроку», «Урок
«светофоров».
Правила
с
форма Парная форма работы.
В. Орлов «Кто кого?»
Учатся
выражать свои эмоции и
настроение через цвет.
Знакомятся с правилом «Мы
готовы».
Учатся работать в паре.
Знакомятся с игрой «Я знаю
5
Школьные правила Школьные
пять названий…»
правила Знакомятся со школьными
вежливости.
вежливости.
правилами вежливости.
слова»
приветствия. Знакомятся со
В. Кудлачёв «Важные Обсуждают, какие бывают
школьными
правилами
приветствия. Игра с мячом
6
Экскурсия
«Вежливые слова».
по Экскурсия по школе.
школе.
Знакомятся со школой;
Правила поведения в Учатся
Правила поведения библиотеке, столовой и практике
в
библиотеке, гардеробе.
столовой
и
гардеробе.
А.Барто «Про мишку»
использовать
на
правила
вежливости.
Выполняют рисунок «Моя
Э. Мошковская «Про школа» Обсуждают правила
енота»
поведения
в
гардеробе.
Знакомятся
библиотеке,
классе,
столовой
в
и
с
«Правилами поведения при
входе в школу»
Слушают
рассказ
библиотекаря о правилах в
7
Понятие
библиотеке.
«противоречие».
Противоречие «Люблю Обсуждают, что любят и не
– не люблю»
любят дети. Знакомятся с
«противоречие».
Обсуждают
Понятие
Сказка
журавль»
8
Выражаем
мысли.
«Лиса
М. Яснов «Дождик»
понятием «противоречие».
противоречия
и «Люблю – не люблю».
свои Выражаем свои мысли.
Учатся чётко и правильно
выражать свои мысли.
Выполняют
9
Спорные ситуации Выходы
и выходы из них.
ситуаций.
Маленького принца.
из
рисунок
спорных Знакомятся с различными
способами решения спорных
ситуаций. Обсуждают, чем
спор отличается от ссоры.
10
Самооценивание.
Рисуют
фантик
Учатся
оценивать
работа).
Понятие
содержательной
оценки.
работу.
Школьные Обобщают
принадлежности.
школьных
школьных
свою
знания
принадлежностях.
Отгадывают
(парная
загадки
о
о
принадлежностях.
11
Портфолио.
Блок 2. «Я, Ты, Мы» (23 часа)
Введение портфолио.
Знакомятся с портфолио и
Знакомство
с Знакомство с альбомом. альбомом
“Диалоги
с достижения»,
альбомом
Маленьким
принцем”
Понятия
«Мои Раскрашивают
творчество»,
«Моя Выполняют
учеба».
по
курсу.
листы-
«Мое разделители для портфолио.
Знакомство с «Цветопись».
упражнение
листами-разделителями
в
портфолио.
«Цветопись»
12
Кто
«Я»
я?
Понятие Выставка
«Мой
рисунков Работа с альбомом. Работа с
альбом»
«Мы все разные».
Игра толковым
Выставка
словарём.
рисунков.
Кто я?
Обсуждают понятия «Я» и
«Личность».
игрой «Мы все разные».
Понятия «Я» и
«личность». Знакомятся с
Наши социальные роли. Выполнение проекта «Мы –
Проект
«Мы
– нижегородцы».
нижегородцы».
Выставка работ «Мы –
13
Посвящение
первоклассники
нижегородцы».
в Подготовка
к Учат
празднику
«Посвящение
в
первоклассники».
14
Как я выгляжу?
Проведение праздника.
Осознают
«Автопортрет»,
непохожесть
Понятия
Как
выгляжу?
автопортрет.
Правила
Имя человека
Выступают на сцене.
«Моё Я».
«Портрет».
15
стихи,
Мой «Моё
Я».
Характер человека
на
других
Работают
словарем.
и «Золотые правила чистоты и
аккуратности».
Осознают
автопортретов.
со
Выводят
Игра индивидуальность,
«Эхо». Наши мена. Имя непохожесть
16
свою
я людей. Обсуждают понятие
аккуратности.
человека.
свою
индивидуальность,
чистоты
Выставка
песни.
на
свою
свою
других
Понятия людей с первых дней жизни.
«Документ», «Анкета»
Работа со словарём.
«Комплимент».
«Давайте
Понятие
Что главное в анкете?
Выполняют
другу
упражнение
говорить
друг
комплименты».
Анкета
Анализ
«Какой
я?» Заполняют анкету.
анкет.
Мой Обсуждают «Лучше - хуже»
характер. Мой характер.
Обсуждение «Лучше 17
Понятие
противоречии
хуже»
о Понятие
о Выполняют
противоречии.
Игра «Наоборот».
«Наоборот».
Обсуждают
Противоречия. «Осень какая?»
–
игру
какая?»
«Осень
Выполняют
Игра «Хорошо-плохо».
«Хорошо-плохо»
Обсуждают
игру
«Какой?
Г. Сапгир «У прохожих кого?»
–
Для
на виду» Подготовка к
празднику
18
Противоречия
свойствах
характера
ко
Дню
толерантности.
в Противоречия
в Игра
«Каким
свойствах
характера. Обсуждают
«Переход
в Выполняют
быть?»
«Переход
Игра «Каким быть?» противоположность».
противоположность»
Черты характера.
упражнение
«Черты
характера».
Определение черт характера
Честность и лживость. литературных
Фантазия.
Н.
«Фантазёры»
«Жадность – это…»
«Доброта – это…»
Т.Александрова
«Светофорчик».
героев:
Носов Буратино,
Игра «Поле чудес»
в
Колобока.
Карлсона,
Работают
в
«Честность
и
ситуации.
Слушают
Обсуждают
«Жадность».
группах.
Обсуждение
лживость»,
Обсуждают
и
Характеры
литературных героев в
русских
19
Противоречия
ситуациях
анализируют стихи и сказки.
народных
сказках.
в Противоречия
в Выполняют
упражнение
День Обсуждают
«День
ситуациях. Прекрасная «Хорошо-плохо».
–
ужасная.
рождения.
рождения» - это хорошо или
Противоречия.
плохо.
Хорошо-плохо.
Другая точка зрения.
Обсуждение «Другая точка
зрения»
Игра
на
понимание
«Прекрасная – ужасная»
Обсуждают
Б.Заходер
М.Симонова
«Грустный
«Кискино
лев»,
20
Характер человека. Характер человека.
«Поросята»
горе»,
В.Новочихина
Осознают свой характер и
Понятия «Достойный», его значимость для других
«Достоинство»
людей.
Обобщение.
Толстой
Достойное
Обсуждение
поведение. достойного поведения. Л.
«Котёнок»
«Подкидыш»
и
Выполняют рисунок.
Организовывают
выставку
рисунков. Рассказывают про
21
Чем я богат
Чем
я
свои рисунки.
богат? Выполняют
упражнение
«Сундучок»
Понятие «Сундучок». Рисуют свое
«Богатство». Выставка богатство. Рассказывают о
рисунков
“Моё нем.
богатство”
Работа
в
«Свойства
альбомах
характера».
«Мои достоинства — Беседа «Мои достоинства —
мое
богатство» мое
«Свойства характера»
22
Органы чувств
Органы
Семина
богатство»
«Любой человечек»
чувств Выполняют
человека.
Игра «Лучики».
«Угадай-ка»
Органы органами
чувств.
Лидия
упражнение
Знакомятся
с
чувств.
Осязание. Выполняют рисунок «Мои
Органы чувств и их эмоции»
компенсации
23
Эмпатия
«Мои эмоции»
Игра
«Поводырь» Выполняют
Понятия
«Чувство», «Поводырь». Участвуют в
«Сочувствие».
Значение
беседе
сочувствия. дискуссии
с
Толерантность в нашей сочувствия.
24
Понятие
«Настроение»
упражнение
о
элементами
значении
жизни.
Настроение. Игра «Что Игра «Что это?». Учатся
это?»
«Настроение»,
«Эмоция».
Учимся
настроение
Понятия понимать
другого
Выполняют
понимать «Настроение
человека.
рисунок
мамы».
другого Обсуждают «Как поднять
человека Рисунок на настроение?».
тему
настроение
«Настроение Анализируют
мамы»
Выставка предложенные
рисунков
«Моё Мошковская
настроение».
А. Барто «Когда закусишь
удила»
А.
Общение
Правила общения
Общение.
Шлыгин
хороший друг»
Игры
Э.
«Кислые
«Как стихи», «Обида».
поднять настроение?»
25
стихи.
«Если
есть
на Игры на понимание. Игра
понимание. Игра «Кряк «Кряк - кряк». Тренинги
-
кряк».
Тест «Учимся
договариваться».
«Общительны ли вы?»
Выполняют
общение, понимание.
Б.Липанович «Интересный
Общение.
«Виды
Игры
на «Общительны
ли
общения» разговор».
Правила общения.
тест
Упражнение
вы?»
«Виды
Правила общения по общения». Анализ ситуаций
телефону.
общение.
26
Игры
Другой
«Взаимодействие»
«Взаимодействие».
Понятие
Понятие «Ты».
Понятие
ТЫ – ЭТО Я
«Ты». Дискуссия
незнакомом
Понятие
надо
разговаривать?». Игры на
человек. Выполняют
Незнакомый человек.
27
не
общение.
Другой человек
Понятие
на «Как
упражнение
«Взаимодействие».
со
словарём.
упражнение
человек».
Работа
Выполняют
«Незнакомый
Дискуссия
незнакомом человеке.
о
о Упражнение
человеке. «Сотрудничество» Работа в
«Сотрудничество»
альбоме.
понятие «Ты».
Обсуждают
Понятие «Ты». ТЫ- это
28
Настроение
другого человека
Я.
Настроение
человека.
Понятие
«Важно
другого Выполняют
«Общение».
упражнение
«Общение». Устное сочинение рассказов.
понимать Участвуют в беседе «Важно
настроение
другого понимать
человека».
настроение
Понятие другого человека».
«ты». Устное сочинение
29
Моя мама
рассказов.
Самый
близкий Упражнение «Угадай - ка».
человек. Игра «Угадай Работа в альбомах. Андрей
- ка» Рассказы детей о Усачёв
своей
реки
маме. удивительный домик».
«Наблюдение
за Мультфильм
мамой»
“Сочувствие”.
«Угадай
«У
Понятие помощников»
Игра Беседа
-
ка» мамой».
стоял
«Школа
«Наблюдение
«Обращение к маме». стихотворение.
за
Обсуждают
Что любит моя мама. Упражнение «Обращение к
Помогаем
Сочинение
маме. маме». Упражнение «Обмен
стихов
песенок для мамы.
«Обмен
впечатлениями»
и впечатлениями».
Беседа «Помогаем маме»
30
Наша семья
Мои
родные.
семья. Понятия
Наша Упражнение
«Семья и МЫ»
«МЫ — это…»
«Обмен
впечатлениями»
Упражнение «Мои родные»
Анализ понятия МЫ.
Выставка работ “Это Беседа «Мы – это…»
мы”. Рисунок на тему Анализ понятия «семья».
“Моя семья”
Выполняют
Выставка работ “Моя семья».
проект
«Моя
семья”
Родословная семьи.
Моя фамилия.
31
Наш Класс
Проект «Моя семья».
Мои
родственники. Игра «Верёвочка»
Понятие “Мы”. Игра Работа в альбоме
«Верёвочка»
Осознание
Понятие «Игра».
целого.
Понятие «МЫ-класс».
Правила игры.
сообщества,
класса
как
как
единого
Упражнение «Игра».
Совместные размышления.
32
Я-ТЫ-МЫ.
Запрет.
Договариваемся
«Абвгдейка – песенка
Мы
Промежуточная
аттестация.
Сравнение Обсуждение и разучивание
запретов.
Песня песни.
друзей».
Понятие
Обсуждение «Договор».
Работа
«Договор» «Классное
Проект
соглашения.
отгадывают
и
«Правила загадывают свои загадки.
Я-ТЫ-МЫ.
«Угадай-ка»
курса.
соглашение».
классного соглашения.
школьной жизни».
Основные
проектом
классного Обсуждение и составление
Составление классного Дети
соглашения
над
Выставка
работ.
Обсуждение
песни.
Игра Обсуждение.
понятия Выполнение
рисунка
по
Обобщение. теме песенки. Песенка «Ты
Понятие «Человек».
Рисунок
на
и я – такие разные»
тему Мультфильм «Ёжик должен
«Человек среди людей» быть колючим?»
Игры на сплочение.
Защита
индивидуального
проекта
представление
альбома
33
Резервный урок
Игры
– доверие.
на
сплочение
и
своего Представляют свои альбомы
«Диалоги
Маленьким принцем».
Подготовка
Обсуждение мультфильма.
с «Диалоги
принцем».
с
Маленьким
к Разучивание стихов и песен.
школьным праздникам.
Учебно-методическое обеспечение
▪ Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа
адаптации детей к школьной жизни – М.: Московский центр качества
образования, 2010
▪ Первые дни в школе. Методические рекомендации по адаптации детей к
школе. Пособие для учителя. 1 класс / С.И.Гин – «ВИТА-ПРЕСС», 2013 –
(Школа креативного мышления)
▪ Альбом для первоклассника «Диалоги с Маленьким принцем» с толковым
словарем
Материально-техническое обеспечение
▪ Компьютер
▪ Проектор
▪ Принтер
▪ Игрушка-кукла «Маленький принц»
▪ Резиновый мячик
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Тема урока
Кол-во
1
«Здравствуй, школа!» Знакомство детей с
1
2
Формы устного ответа. Обратная связь на
1
3
Эмоции
1
4
Парная форма работы.
1
5
Школьные правила вежливости.
1
6
Экскурсия по школе. Правила поведения в
1
7
Понятие «противоречие».
1
8
Выражаем свои мысли.
1
9
Спорные ситуации и выходы из них.
1
10
Самооценивание.
1
11
Портфолио.
12
Кто я? Понятие «Я».
13
Проведение
14
Как я выгляжу? Мой автопортрет.
часов
учителем и между собой.
уроке. «Светофор».
библиотеке, столовой и гардеробе.
Знакомство
с
“Диалоги с Маленьким принцем”
праздника
первоклассники"
альбомом
1
1
"Посвящение
в
1
1
15
Имя человека.
1
16
Характер человека.
1
17
Понятие о противоречии.
1
18
Противоречия в свойствах характера.
1
19
Противоречия в ситуациях.
1
20
Характер человека
1
21
Чем я богат?
1
22
Органы чувств.
1
23
Эмпатия.
1
24
Понятие «Настроение»
1
25
Общение. Правила общения.
1
26
Другой
27
Понятие «ТЫ». ТЫ – ЭТО Я
1
28
Настроение другого человека.
1
29
Моя мама
1
30
Наша семья.
1
31
Наш класс
1
32
Я-ТЫ-МЫ.
33
Резервный урок
человек.
Понятие
«Взаимодействие»
Мы
договариваемся.
Промежуточная аттестация.
1
1
1